понедельник, 15 октября 2012 г.

Почему у Грузии не получилось? Часть 2


Продолжая разговор о ходе реформ режима Саакашвили в Грузии, обратимся к одной из самых обсуждаемых тем - борьбе с преступностью в республике. Как мы уже подчеркивали в прошлом очерке, проблема полицейских мер и преступности - одна из центральных в грузинской политике и пропаганде.

Власть вложила крупные средства в обеспечение системы правопорядка: зарплата сотрудников правоохранительных органов была повышена в 10 раз, ремонтировались полицейские участки, закупался новый автотранспорт(1), проводились массовые кадровые чистки. Кроме того, после революции в законодательство Грузии был внесен ряд поправок, вводящих уголовную ответственность за употребление наркотиков (ст.274), преследование за идентификацию себя как «вора в законе», конфискацию имущества родственников и близких арестованных и т.Административная структура была радикально изменена, в состав МВД были включены МГБ и ряд других «силовых» ведомств (с. 73-76).

Однако даже Буракова, восхищенно описавшая грузинскую полицейскую реформу, очень скупо рассказала об эффективности всех этих преобразований. Между тем, на примере расформирования грузинской ГАИ мы знаем, что последствия страсти нового руководства к объединению и реформированию органов правопорядка весьма неоднозначны.

В прошлой статье мы уже упомянули о росте числа ДТП в Грузии после упразднения ГАИ. Здесь мы лишь добавим, что, по ряду свидетельств, порядок на дорогах страны до сих пор находится в тяжелом кризисе. Вот отзыв от 2010 г. известного путешественника Александра Лапшина, симпатизанта Грузии и политики Саакашвили: «Я провел за рулем в Грузии 17 дней. На прокатной машине. И я ни разу не видел ни одного полицейского с радаром, или хотя бы раз что бы они кого-то остановили. Я их не видел на дорогах вовсе, разве что в виде аккуратно запаркованных возле здания полиции. Меж тем, мне довелось накрутить по Грузии без малого 3500 км... На моих глазах происходило два лобовых столкновения, дважды мне самому приходилось слетать на гравий, дабы пропустить несущиеся навстречу сразу два (!) автомобиля параллельно по моей полосе… И еще 7 раз я наблюдал аварии уже свершившиеся. В большинстве случаев аварии серьезные, всмятку, с жертвами…»(2).

Не слишком радужными оказались и результаты реформы МВД, о которых можно судить по криминальной статистике в 2000-е гг.

Таблица 1. Число преступлений и ДТП, зарегистрированных в Грузии, в 2001-2010 гг.(3)




2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Число преступлений
15662
16658
17397
24856
43266
62283
54746
44644
35949
34739
в % к 2001
100
106,3
111
158,7
276,2
397,7
349,5
285
229,5
221,8
Число убийств
430
498
499
538
697
640
741
653
494
418
В % к 2001
100
115,8
116
125,1
162
148
172
151,9
114,9
97,2
Число краж
4949
5548
5593
10634
16256
27657
18586
14814
11473
11371
в % к 2001
100
112,1
113
214,9
328,5
558,8
375,6
299,3
231,8
229,8




Таким образом, даже на фоне ужесточения законодательства, огромного роста числа заключенных, улучшения финансирования МВД и проч. преступность продолжала расти. В первый же год правления Саакашвили уровень преступности вырос на 42% и продолжал расти вплоть до 2006-го. Сейчас данный показатель более чем вдвое превосходит уровень дореволюционного 2001 г.

Официальная статистика утверждает (ср. с.23), что удалось добиться некоторых успехов в сокращении числа грабежей и случаев нанесения тяжких телесных повреждений (прочие изменения уровня насильственных преступлений не так значительны). Но здесь большие вопросы вызывает уровень латентности преступлений в Грузии, которая на текущий момент, видимо, весьма велика(4). К тому же, ситуацию сильно запутывают изменения в грузинском уголовном праве в изучаемый период. Поэтому обращаемся к данным о численности убийств, стабильному и наименее латентному показателю.

Если ориентироваться на него, то после всплеска преступности 2003-2007 гг. уровень убийств удалось стабилизировать и даже вернуть на уровень 2001 г. Результат, заметим, достаточно скромный: например, в России за тот же период число убийств сократилось на 89%, и этот успех не потребовал введения каких-либо чрезвычайных законов и мер(5). Грузия же, несмотря на двукратный рост доли заключенных в населении, так и осталась «топтаться на месте».

Таким образом, анализ статистики позволяет говорить о том, что Грузии не удалось добиться радикальных изменений уровня большинства видов преступлений в стране. Скорее можно говорить о том, что после революции страна пережила резкий рост преступности (2003-2006), причем этот показатель по многим направлениям до сих пор не удалось вернуть на «дореволюционный» уровень. Успехи в борьбе с некоторыми видами насильственных преступлений, о которых говорят грузинские апологеты, носят спорный характер и могут объясняться в т.ч. проблемами полицейского учета.

Разумеется, изложенное не исключает, что «реформированной» полиции удалось добиться некоторых локальных улучшений, которые просто не нашли статистического отражения. Например, утверждают, что страна достигла определенных успехов и в снижении полицейской коррупции, что показывают и опросы населения (с.73). Однако преувеличивать их, говоря о «полиции, которая не берет взяток»(6), тоже не стоит.

По итогам 2 лет реформ органов правопорядка грузинские криминологи подчеркивали: «Несмотря на явные успехи руководства Грузии в борьбе с коррупцией на высшем уровне власти, она все же остается острой проблемой для среднего и низкого бюрократического звена, и будет оставаться таковой вплоть до институционального завершения реформ»(7). Впрочем, неясно, какого еще «институционального завершения реформ» можно ожидать после одномоментного увольнения 15 тыс. чел. и упразднения ряда ведомств.

Возможно, в меньших масштабах, но вымогательство продолжает активно практиковаться грузинской полицией. В частности, известны случаи вымогательства денег под угрозой применения 274-й статьи, предусматривающей ответственность за употребление наркотиков(8). Данная норма, как и многие другие элементы законодательных новшеств Саакашвили, открывает широкие возможности для произвола и коррупции, которыми пользуются грузинские чиновники.

Вообще проблема наркоторговли в Грузии стоит особенно остро: против нее не помогают ни репрессии, ни метадоновая программа. Тот самый метадон зачастую исчезает со складов и контрабандой вывозится в Россию. Причем есть данные о причастности к наркоторговле высокопоставленных сотрудников грузинских правоохранительных органов. В частности, о подобной деятельности начальника Специального Оперативного Департамента МВД Ираклия Кодуа известно со слов его бывшего подчиненного Темура Ревазишвили(9).

В самой Грузии сейчас 140-340 тыс. наркоманов, т.е. от 3 до 7% населения страны. По данным социологических исследований, в Тбилиси уровень наркомании среди взрослого населения достигает 17%(10). Причем наркомания поражает и широкие слои населения, и, по некоторым данным, высшие эшелоны власти.

В 2005 г. разразился скандал, связанный с публикацией записей бесед Давида Кезерашвили, главы финансовой полиции, и его подчиненных, уличающие их в наркоманииx(11). В той истории, кстати, также оказался замешан И.Кодуа, добивавшийся уничтожения скандальных аудиозаписей бесед полицейских. Позже Кодуа бежал в Европу, а в прессе появились слухи о его огромном состоянии, нажитом за годы службыx(12), что опять пошатнуло общественную уверенность в то, что «грузинские полицейские не берут взяток».

Думаю, предложенная информация позволяет понять, в какой мере высшее руководство ряда послереволюционных грузинских ведомств оказалось поражено коррупцией, различными пороками и элементарной некомпетентностью. Мы не можем утверждать, что ситуация была многим лучше в эпоху Шеварднадзе, однако революционная замена руководства на «новых людей» не дала значимого эффекта.

По сути, недавние оппозиционеры попали в психологическую ловушку восприятия прошлой власти, считая ее пораженной социальными болезнями в большей мере, чем сам социум. Между тем, любая власть - порождение общества и его проблем, поэтому сама по себе радикальная замена руководящих кадров на людей «из масс» далеко не всегда дает желаемый эффект.

Собственно, в этом плане грузинские реформы действительно являются «уроком для России», вернее для тех российских мечтателей, которые уверены, что точно знают радикальные лекарства от всех бед современности, применению которых мешают только субъективные недостатки тех или иных правителей. Грузинский опыт показывает нам, что все чрезвычайные репрессивные меры и массовые кадровые перестановки, несмотря на свою внешнюю эффектность, приносят ограниченную практическую пользу, а на ряде направлений вовсе ведут к усугублению проблем.


Мендкович Никита Андреевич, историк, экономист, эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

1.С информационным обеспечением этой акции связан случай, когда из-за небрежности организаторов был вскрыт заказной характер длинной серии сетевых материалов о реформе грузинского МВД. (блог Игоря Петрова).

2.Блог Александра Лапшина, апрель 2011. Автор приносит извинения за использование в статье подобного рода источников. По моему мнению, в случаях, когда их авторство достоверно известно, они ничем не хуже материалов СМИ.

3.Здесь и далее данные взяты с сайта Национального статистического управления Грузии, если не оговорено иное.

4.На это указывают странные диспропорции в статистике. 44% преступлений регистрируется в Тбилиси и окрестностях, хотя там проживает лишь 26% населения (Results of combat against crime in Georgia in 2010. Information-statistical bulletin. Tbilisi, 2011. P. 4). Можно предположить, что эта диспропорция объясняется тем, что власть обеспечивает высокую регистрацию преступлений только в столице, а в прочих регионах порядок поддерживается значительно хуже.

5.Росстат.

6.Ср. «Полиция в Грузии не берёт взяток. Не в принципе, а вообще…» (Ю. Латынина Беспощадная модель свободного государства // Новая Газета, № 3, 2008).

7.А. В. Кухианидзе Коррупция и преступность в Грузии после «Розовой» революции // Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия. Сборник научных трудов под ред. Н.А. Лопашенко. Саратов: Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции, Сателлит, 2005. (Заметим, что эту работу цитирует и Буракова, с. 70).

8.И. Федорей Каждый десятый грузин – наркоман // Фонд «Город без наркотиков» (Москва), 2010.

9.Н. Наскидашвили Наркотическая республика Грузия // Россия – Грузия: экспертный диалог, 6 июля 2010.

10.2011 INCSR: US State Department Report, 2011. Н. Наскидашвили Указ. соч.

11.Регнум, 23 марта 2005. Кавказский Узел, 26 марта 2005.

12.«По имеющейся информации, семья Ираклия Кодуа владеет целым рядом бизнес-активов. В их числе авикомпания "Sky Georgia" (ранее - "Грузинские Национальные Авиалинии"), столичная гостиница и казино "Сакартвело", бизнес-центр "Пиримзе", бывшее здание издательства "Самшобло", торговый центр "Лило Сити", а также ряд других объектов недвижимости. Бизнес-интересы семьи Ираклия Кодуа представляют его - мать - Лаура Гачава, а также его младшие братья - Давид и Георгий Кодуа. По оценкам экспертов, общий капитал семьи Ираклия Кодуа оценивается на сумму около USD 100.000.000» (NRegion, 27 января 2010).

Источник - тут

Комментариев нет:

Отправить комментарий