понедельник, 26 ноября 2012 г.

Поэт солнца


Родился в Кадниковском уезде Вологодской губернии в крестьянской семье. Учился в двуклассном земском училище в селе Усть-Кубенское и городской гимназии в Вологде. В 1911-14 годах учился в Вологодском фельдшерско-акушерском училище. В 1913 году Ганин опубликовал первые свои стихи в вологодской газете «Эхо». В 1914 году поэта призывают в армию, Ганин проходит службу в Николаевском военном госпитале Петербурга. В начале 1916 года он знакомится с С. Есениным, служившим в подобном же
госпитале в Царском селе.

Демобилизованный в 1916 году по состоянию здоровья, летом 1917 года вместе с С. Есениным и З. Райх Ганин совершает поездку на родину, во время которой в Кирико-Иулитской церкви (неподалеку от Вологды) происходит венчание Есенина с Райх. Ганин выступил свидетелем со стороны невесты, в которую сам был влюблен. Ей он посвятил написанное в Соловках стихотворение «Русалка», в котором признается в неразделенной любви к героине, выбравшей «разбойника кудрявых полей» — его друга Сергея Есенина.

В 1917 году Ганин вместе с Клюевым, Есениным и Орешиным публикуется в альманахе левоэсеровской ориентации «Скифы». В 1918 г. поэт познакомился с Александром Блоком. В том же году Ганин вступает в Красную Армию, служит фельдшером в госпиталях Северного фронта. Революцию 1917 Ганин воспринимает поначалу в духе эсхатологических ожиданий преображения несовершенного старого мира в царство гармонии и благоденствия. Но вскоре, однако, уясняет для себя антикрестьянскую сущность проводимых большевиками «преобразований» и создает ряд произведений, направленных (в иносказательной форме) против сил, угрожающих России, и в первую очередь крестьянству («России», 1918; поэмы «Сарай», 1917).

После увольнения из армии Ганин поступает в Вологодский институт народного образования, активно печатается, в частности в вологодском журнале «Кооперация Севера», в петроградском журнале «Записки Передвижного Общедоступного театра». В 1920 году вместе с Есениным и Мариенгофом публикуется в имажинистском сборнике «Конница бурь». В 1920—21 Ганин выпускает десять малотиражных литографированных книжечек стихов (с указанием на них вымышленного места издания «Коншино» (родная деревня поэта) и вымышленного же издательства «Глина»): «В огне и славе», «Вечер», «Золотое безлюдье», «Кибураба», «Красный час», «Мешок алмазов», «Певучий берег», «Раскованный мир», «Сарай», «Священный клич» и отдельным миниатюрным изданием поэму «Звездный корабль».

Осенью 1923 Ганин переезжает из Вологды в Москву, где участвовал в поэтических вечерах, посещал литературные кафе, жил у знакомых поэтов, а иногда ночевал на улице. В 1924 выходит наиболее полный и последний сборник его стихотворений «Былинное поле». Сам себя Ганин считал не принадлежащим ни к какому литературному направлению и просил называть просто «романтиком ХХ века». Однако по своей идейно-художественной направленности он чрезвычайно близок к группе новокрестьянских поэтов (Есенин, Клюев, Орешин, Клычков, Ширяевец), отличаясь от них ориентацией исключительно на поэзию символистов.

Понимание антирусской сущности большевистского режима и вера в национальное возрождение России были особенно сильны среди крестьян, которые стали первыми жертвами большевитского массового террора. Уже в первые годы Советской власти это привело к тому, что выходцы из крестьянской среды начали формулировать национальные задачи России. Алексей Ганин, будучи рождённым в крестьянской семье, не мог оставаться равнодушным к тому, что происходило с Россией и Русским народом. Сложным раздумьям о дальнейшем пути крестьянства в трудной и опасной для него исторической обстановке посвящает он своеобразный роман-притчу «Завтра» (1923).

В начале 1920-х годов он с группой единомышленников создал программу спасения России от ига еврейского интернационала, где выдвинул идею Великого Земского Собора, воссоздания национального государства и очищения страны от поработивших ее захватчиков. Ганин написал антибольшевистские «Тезисы», в сериале названном «Манифест русских националистов».

Ганин стал вторым после Н. Гумилева поэтом, павший жертвой большевистского террора и первым открывшим черный список всех остальных уничтоженных после него новокрестьянских поэтов. 2 ноября 1924 г. Ганин был арестован в Москве, листки с «Тезисами» ему предварительно подбросили в карман пальто. Они попали прямиком к Генриху Ягоде. За улику принимаются и найденные у Ганина при обыске тезисы «Мир и свободный труд – народам», содержащие откровенные высказывания против существующего режима. Было сфальсифицировано дело «Ордена русских фашистов». Секретарь Президиума ВЦИК СССР Енукидзе 27 марта 1925 г. единолично принял решение на внесудебный приговор, разрешив коллегии ОГПУ расправиться с «фашистами».

Алексей Ганин был расстрелян 30 марта 1925 года в Бутырской тюрьме в числе семи человек, составляющих группу «ордена», как его глава. Прах его погребён на территории Яузской больницы.


Манифест русских националистов
Россия — это могущественное государство, обладающее неизбывными естественными богатствами и творческими силами народа, — вот уже несколько лет находится в состоянии смертельной агонии.

Ясный дух Русского народа предательски умерщвлен. Святыни его растоптаны, богатства его разграблены. Всякий, кто не потерял еще голову и сохранил человеческую совесть, с ужасом ведет счет великим бедствиям и страданиям народа в целом.

Каждый, кто бы ни был, ясно начинает осознавать, что так больше нельзя. Каждый мельчайший факт повседневной жизни — красноречивее всяких воззваний. Всех и каждого он убеждает в том, что если не принять какие-то меры, то России как государству грозит окончательная смерть, а Русскому народу — неслыханная нищета, экономическое рабство и вырождение.


Но как это случилось, что Россия с тем, чтобы ей беспрепятственно на общее благо создать духовные и материальные ценности, обливавшаяся потом и кровью Россия, на протяжении столетий великими трудами и подвигами дедов и пращуров завоевавшая себе славу и независимость среди народов земного шара, ныне по милости пройдох и авантюристов повержена в прах и бесславие, превратилась в колонию всех паразитов и жуликов, тайно и явно распродающих наше великое достояние?

Причина этого в том, что в лице господствующей в России РКП мы имеем не столько политическую партию, сколько воинствующую секту изуверов-человеконенавистников, напоминающую если не по форме своих ритуалов, то по сути своей этики и губительной деятельности средневековые секты сатанистов и дьяволопоклонников. За всеми словами о коммунизме, о свободе, о равенстве и братстве народов — таятся смерть и разрушения, разрушения и смерть.

Достаточно вспомнить те события, от которых все еще не высохла кровь многострадального Русского народа, когда по приказу этих сектантов-комиссаров оголтелые, вооруженные с ног до головы, воодушевляемые еврейскими выродками, банды латышей беспощадно терроризировали беззащитное население: всех, кто здоров, угоняли на братоубийственную бойню, когда при малейшем намеке на отказ всякий убивался на месте, а у осиротевшей семьи отбиралось положительно все, что попадалось на глаза, начиная с последней коровы, кончая последним пудом ржи и десятком яиц, когда за отказ от погромничества поместий и городов выжигали целые села, вырезались целые семьи.

Вот тогда произошла эта так называемая «классовая борьба», эта так называемая прославленная «спасительная гражданская война». Но после тщательного анализа всех происходящих событий в области народного хозяйства, психологии народа, после тщательного анализа проповедей этой ныне господствующей секты изуверов, человеконенавистников-коммунистов, о строительстве нового мира мы пришли к тому же категорическому убеждению: все эти слова были только приманкой для неискушенных в подлости рабочих масс и беднейшего крестьянства, именем которых все время прикрывает свои гнусные дела эта секта.
Достаточно опять-таки вспомнить тот ужасный разгром городов, промышленных предприятий, образцовых хозяйств и усадеб, бесконечно и ежедневно происходившие реквизиции, бесчисленные налоги, когда облагалось, да и облагается и до сих пор все, кроме солнечного света и воздуха, чтобы понять: это только безответственный грабеж и подстрекательство народа на самоубийство.

Наконец, реквизиции церковных православных ценностей, производившиеся.под предлогом спасения голодающих. Но где это спасение? Разве не вымерли голодной смертью целые села, разве не опустели целые волости и уезды цветущего Поволжья? Кто не помнит того ужаса и отчаяния, когда люди голодающих районов, всякими чекистскими бандами и заградилками (только подумать!) доведенные до крайности, в нашем двадцатом веке, в христианской стране, дошли до людоедства, до пожирания собственных детей, до пожирания трупов своих соседей и ближних! Только будущая история и наука оценят во всей полноте всю изуверскую деятельность этой «спасительницы народов» — РКП.

Для нас теперь нет никакого сомнения, что та злая воля, которая положена в основу современного советского строя, заинтересована в гибели не только России, как одной из нынешних христианских держав, но всего христианского мира.
Создав экономические и государственно-политические правовые теории на ложном принципе классовых противоречий, они тем самым вызвали в каждом государстве, провоцируя богатых и бедных, внутреннюю нетерпимость, разжигая их до острой ненависти, до братоубийственной бойни.

Эта хитрая и воинствующая секта, исходя из того же принципа классового расслоения, путем псевдонаучных исследований, ныне искажает истинный смысл вещей, искажает истинный взгляд на естественно-исторический и духовный путь человечества. Эта секта всеми мерами пытается заглушить в бесконечных противоречиях ход всех современных событий, стремясь таким образом расчленить и ослепить каждую национальность в отдельности, тем самым провести непроходимую бездну между подрастающим поколением и их отцами, между отдельными группами людей: создавая всюду нетерпимость, раздор и отвлекая таким образом силы народов от дружественной работы по борьбе с естественными препятствиями, парализуя творческий дух христианских народов.

Народы мира должны быть на страже, должны напрячь все свои силы, чтобы не поддаться влиянию этой изуверской секты. Всякий, кто любит свой народ, кому дороги культура и дальнейший прогресс завоеваний природы на благо народов, тот, безусловно, к какой бы нации ни принадлежал, всеми мерами должен бороться и воздействовать внутри своей страны на малосознательные массы, чтоб не допустить эту изуверскую секту к власти над данным народом.

Всякий, кто более или менее добросовестно следил за ходом событий в России, кто знает хоть в тысячной части положение Русского народа в целом, безусловно, увидит, что только путем лжи и обмана, путем клеветы и нравственного растления народа эти секты силятся завладеть миром. Путем неслыханной в истории человечества кровожадной жестокости, воспользовавшись временной усталостью народа, эта секта, пробравшись в самое сердце России, овладев одной шестой частью суши земного шара и захватив в свои руки колоссальные богатства России, еще с большей энергией и с большим нахальством проповедует свои гибельные теории, прикрываясь маской защитников угнетенных классов и наций.

Эти изуверские секты под видом дипломатических и торговых представителей Русского народа всюду рассылают агентов-проповедников, чтобы успешней делать свое противное всякому здравому смыслу дело, чтобы всюду организовать отделения своей секты, чтобы всюду сеять раздор, человеконенавистничество, чтобы всюду разжечь братоубийственные внутринациональные бойни, потому что знают: только этим путем они могут погубить христианско-европейский Запад и Америку, таким образом овладев миром.

Выдвигая как конечную цель своих стремлений лучшие принципы христианско-европейских народов: свободу, равенство всех граждан перед законом, охрану труда и заботу о народном благосостоянии и просвещении, они тем самым стараются проникнуть в доверие масс Европы и Америки. Но мы еще раз повторяем: всякий, кто умеет честно, по-человечески мыслить, тот из всего существующего положения в России ясно увидит, к чему на самом деле стремится эта изуверская секта.

Завладев Россией, она вместо свободы несет неслыханный деспотизм и рабство под так называемым «государственным капитализмом». Вместо законности — дикий произвол Чека и Ревтрибуналов; вместо хозяйственно-культурного строительства — разгром культуры и всей хозяйственной жизни страны; вместо справедливости — неслыханное взяточничество, подкупы, клевета, канцелярские издевательства и казнокрадство. Вместо охраны труда — труд государственных бесправных рабов, напоминающий времена дохристианских деспотических государств библейского Египта и Вавилона. Все многомиллионное население коренной России и Малороссии, равно и инородческое, за исключением евреев, — брошено на произвол судьбы. Оно существует только для вышибания налогов.

Три пятых школ, существовавших в деревенской России, закрыты.Врачебной помощи почти нет, потому что все народные больницы и врачебные пункты за отсутствием средств и медикаментов влачат жалкое существование. Высшие учебные заведения терроризированы и задавлены как наиболее враждебные существующей глупости. Всякая общественная и индивидуальная инициатива раздавлена. Малейшее проявление ее рассматривается как антигосударственная крамола и жесточайшим образом карается. Все сельское население, служащие, равно и рабочие массы, задавлены поборами. Все они лишены своей религиозной совести и общественно-семейных устоев, все вынуждены влачить полуживотное существование. Свобода мысли и совести окончательно задавлены и придушены. Всюду дикий, ничем не оправданный произвол и дикое издевательство над жизнью и трудом народа, над его духовно-историческими святынями.

Вот он — коммунистический рай. Недаром вся Россия во всех слоях, как бы просыпаясь от тяжкого сна, вспоминает минувшее время как золотой, безвозвратно ушедший век. Потому что всюду голод, разруха и дикий разгул, издевательство над жизнью народа, над его духовно-историческими святынями. Поистине, над Россией творится какая-то черная месса для идолопоклонников. Вся так называемая коммунистическая пропаганда и агитация, письменная и устная — вся псевдонаучная так называемая марксистская литература, и, наконец, неслыханный по своей зловредности в истории законодательства поток запретов и распоряжений самозванного правительства — эти исключительные образцы злобы, коварства, предательства и изуверской тупости являются ярким доказательством справедливости наших мнений.

Помимо террора, одним из главных и могущественных орудий в руках коммунистической секты являются пропаганда и агитация так называемого марксистского учения, которое, как известно, не только для непосвященных рабочих масс, не только для умов не вполне развитых и знакомых с прочими философскими и научными взглядами на мир вещей и исторических событий, но и для отдельных умов, более или менее способных к мышлению, в настоящее время почти во всем мире представляют немалый соблазн во взглядах, а многие вещи и явления исторического порядка, особенно в области хозяйственно-промышленного строительства, многих искренних людей приводят к значительным заблуждениям.
Составители программы выдвигали следующие предложения по борьбе с антинародным режимом:

1.на основании анализа русской действительности, опираясь на общеизвестные для всех очевидные факты хозяйственного и общеполитического порядка, путем повседневных систематических разоблачений (речи, беседы, воззвания и прокламации) дискредитировать в глазах рабочих масс не только России, но и всего мира деятельность современного советского правительства и III Интернационала;

2.пользуясь всеми данными русской коммунистической революции и ее последствиями, необходимо, показав ее несостоятельность, выдвинуть новые принципы государственности, общественности, личных прав человека. В противовес коммунистической ереси мы должны рассматривать историю не как борьбу классов, а как постоянное самоусовершенствование в борьбе с природой за культурные блага. Отсюда, в противовес марксистским теориям, рассматривать государство не как «организованную эксплуатацию» одного класса другим, а как широкую организацию для совместной более успешной борьбы с естественными препятствиями за общее благо и независимость;

3.признавая лишь как правовую, вполне самостоятельную единицу человеческого общества, мы должны признать в противовес марксизму и неотъемлемые права той личности на продукты труда, иначе говоря, признать право собственности как единственную гарантию роста культурных и экономических благ государства. Существенная причина всего краха современной России есть так называемый «государственный капитализм», он же является основной причиной и злейшей эксплуатацией всего населения и казнокрадства.

4.Вот отчего Россия, сельскохозяйственная страна, все время существования советской коммунистической власти терпит голод и всякие бесконечные кризисы. Разве не абсурд, что в 1921 году России привезли молока для всяких комиссаров и комиссарш почти на 9 млн. рублей золотом!

5.ввиду этого недовольство существующей властью растет с каждым днем все больше и больше не только среди населения городов и деревень, так называемых беспартийных, но и среди рабочих и армии;
необходимо, чтобы наша борьба с этой грабительской сектой была успешна;
все лучшие силы России перенести на пропаганду государственно-национальных идей с тем, чтобы вовремя и заблаговременно недовольству масс дать в противовес большевизму и жидовскому III Интернационалу ясные формы и лозунги национального правового государства;

6.для того чтобы окончательно свергнуть власть изуверов, подкупивших себе всех советских пройдох и авантюристов, наряду с пропагандой национальных идей и прав человека, необходимо, учитывая силы противника, в каждом городе, в каждом промышленном месте коренной России и Малороссии путем тщательного отбора и величайшей осмотрительности вербовать во всех семьях и кругах русского общества всех крепких и стойких людей, нежно любящих свою Родину. Необходимо объединить все разрозненные силы в одну крепкую целую партию, чтобы ее активная сила могла не только вести дальнейшую работу и противостоять не за страх, а за совесть враждебной нам силе, но сумела бы в нужный момент руководить стихийными взрывами восстания масс, направляя их к единой цели. К великому возрождению Великой России;

7.выдвигая идею Великого Земского Собора, русские люди должны зорко смотреть, чтобы тайные враждебные силы раз и навсегда потеряли охоту грабежа и бесчинства народа в целом и не помешали бы в дальнейшем развернуть в России еще неисчерпанные силы на путь духовного и экономического творчества.


Поэт Солнца

Можно довольно много спорить, как назвать то или иное явление в литературном процессе. Многие серьёзные литературоведы с сомнением относятся к термину «новокрестьянская поэзия». И приводят свои резоны. То явление, которое называли в XIX веке «крестьянской поэзией» от Алексея Кольцова до какого-нибудь Дрожжина, имело совсем другую основу, чем творчество С.Есенина, Н.Клюева, А.Ширяевца, П.Васильева, С.Клычкова и иных имён, поставленных в этот ряд. Да, это были выходцы из крестьянского сословия. Но их творчество имеет вполне профессиональное оформление. И тем самым принадлежит русской поэзии. Впрочем, стоит ли иной раз спорить о терминологии. Давайте поговорим о явлении «новокрестьянской поэзии» на примере Алексея Ганина.

Канва судьбы поэта известна. Выходец из крестьянской семьи д. Коншино Кадниковского уезда Вологодской губернии, он рано начал писал стихи. И понятно, что именно они увели его от заложенных стереотипов крестьянского бытования. Алексей в достаточно молодые годы попадает в Петербург, заводит знакомство с С.Есениным, Н.Клюевым и другими поэтами того времени, начинает печататься в столичных журналах. В Вологде выходит несколько сборников стихов. А в 1925 году его расстреляли в Таганской тюрьме.

Стихи Алексея Ганина были преданы запрету. И казалось, он был вычеркнут из памяти народной. Но в 1970-е годы жизнь Ганина стала предметом исследований ряда краеведов. И прежде всего — ленинградца Н.Парфёнова, который и возродил интерес к Ганину. В 1991 году в Северо-Западном издательстве вышел первый посмертный сборник, составленный С.Ю. и С.С.Куняевыми. В этом году в Вологде вышло наиболее полное, а главное — научно подготовленное, издание стихов и прозы А.Ганина. Это, так сказать, очевидные моменты.
Как-то исторически сложилось, что Алексей Ганин не был забыт в полном смысле этого слова. Нет, как поэт он на долгие десятилетия выпал из читательского внимания. С 1925 по 1991 год его стихи публиковались только в газетах и журналах, а книгами не издавались. Но с возвращением к читателю в начале 1950-х Сергея Есенина, тоже запрещённого и запрещаемого долгое время, имя Ганина возникло в контексте судьбы «последнего поэта деревни». Умолчать о прочной дружбе соседей по времени было невозможно. Но в целом Ганина воспринимали не как самостоятельную величину, а как «одного из…» На то были причины. Во-первых, нет стихов — нет поэта. Во-вторых, всяческие запреты на упоминание имени. А без этого и самый смелый исследователь по тем временам не захотел бы связываться с этой темой. Ну и, в-третьих, известная незавершённость жизненного и творческого пути. Всё это сложилось в один короб, упрятанный в спецхран, в пыль архивов.

Такова канва…

Теперь-то положение изменилось. Книги выходят, исследователи в архивы пробрались, читатели наконец-то получили возможность прочитать и осмыслить стихи… Но споров о Ганине не избежать. Да и место его «под солнцем» русской поэзии ещё бы надо определить. Тут будет много сложностей. Они очевидны. Не хватает исследователь-ского материала. Недостаёт цельного (и быть может, бесспорного) взгляда на творчество. Много, много «тёмных пятен».

Но будем восстанавливать цепь времён. Вот одно из таких звеньев. Известно, что современники редко по достоинству могут оценить творчество «соседа» по времени. Но вот такой случай, связанный с Алексеем Ганиным. Поэт Пимен Карпов уже в 1926 году пишет стихотворение «В застенке» (Памяти А.Г.):

Ты был прикован к приполярной глыбе,
Как Прометей, растоптанный в снегах,
Рванулся ты за грань и встретил гибель,
И рвал твоё живое сердце ад.
За то, что в сердце поднял ты, как знамя,
Божественный огонь — родной язык,
За то, что и в застенке это пламя
Пылало под придушенный твой крик!..

Мы видим, что сравнение погибшего поэта с Прометеем не случайно. Пимен Карпов изначально предполагает, что Ганин — борец, страстный, неутомимый, осозноавающий цель своей борьбы:

И ты к себе на помощь звал светила,
Чтоб звёздами душителя убить,
Чтобы в России дьявольская сила
Мужицкую не доконала выть…

Откровенность воспоминателя, а перед нами стихотворение-некролог — оно только усиливает образ Алексея Ганина. По сути, П.Карпов высказывает сущность того, что стало причиной ранней гибели нашего земляка. А суть эта — в очевидном противостоянии не расшифрованной «дьявольской силе». Догадки возможны, но есть ведь и реальная историческая атмосфера того времени. «Большевизм» ещё только внедряется в массовое сознание. Его конкретные агитаторы ещё не ощущают своей силы. Но уже понимают, что на их силовое внедрение «новых» идей встаёт сила не только равнодостойная, но и имеющая вековые традиции. «Мужицкая выть»! Русское крестьянство. Русская община, пусть и теряющая свою силу. Это признаёт и П.Карпов: «Всё кончено!..» Да, «дьявольская сила» очевидно одерживает победу. И можно подумать, что неоправданным оптимизмом проникнуты заключительные строфы этого стихотворения:

Нет, не напрасно ты огонь свой плавил,
Поэт-великомученик!
Твою В застенке замурованную славу
Потомки воскресят в родном краю.
И пусть светильник твой погас под спудом,
Пусть вытравлена память о тебе
— Исчезнет тьма, и восхищенье будут
Века завидовать твоей судьбе…

Нет, недаром говорится, что истинный поэт всегда пророк. Пимен Карпов далеко не из первого ряда русских литераторов. А подишь ты — пророком всё равно оказался. Словно знал из далёкого 1926 года всю посмертную судьбу нашего земляка.

За что же мы всё-таки отдаём дань памяти Алексею Ганину?

Вопрос, по сути своей, не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего он замечательный поэт. Вполне самостоятельный, без влияний кого бы то ни было. Мы сейчас легко его вписываем в плеяду «новокрестьянских» поэтов. Но оставшись в тени того же Сергея Есенина, по особенностям своего творчества Алексей Ганин практически ни в чём не повторяет своего «собрата» по поэтическому кругу. Можно говорить только о единстве тем и образов всех этих поэтов, но самостоятельность решения всегда у Ганина своя, ни у кого не заимствованная.

Гребень Солнышка выпал на травы,
нижет жемчуг под елями тень,
Заплелись тростники и купавы
в золочёный, зелёный плетень.

Или такое:

Золотым херувимом в лампаде засиял золотой огонёк;
О какой-то небесной награде прошептался с избой ветерок.
И я полатей любимого Деда, с бородой, как снег и пурга,
Свёл дорогой по зорнему следу сенокосить на божьи луга…

Если сравнивать творчество А.Ганина с более известным и популярным в народе Сергеем Есениным, то, без сомнения, отмечаешь более строгую вязь образов, сдержанность языка, его истинно-народную основу. Кстати, Есенин более фактологичен, приземлён, особенно на последнем этапе своего творчества. Все эти «хулиганские», «любовные» — тем более — «хулиганские»! — мотивы, упоённость страданиями скорее земными, чем горними, по большей части и привлекали к нему внимание. Он разудало-грешен, жизнеподобен по сути. А Ганин всегда возвышенно-чист, светел, определённо-строг. Мы почти не найдём у него откликов на события не только исторические, но и житейские, намёков на свою, конкретно-бытовую судьбу. В этом его стиль. В этом его сила. Возможно, правда, поэтому его творчество сегодня в зоне более пристального внимания. Его система образов и символов требует немалой расшифровки. В них — ориентация скорее на языческие тотемы, чем на общеизвестные, скажем так, православные каноны.

Всё изглодано пастью литой.
Рыщут ветры, как волки, в дорогах.
Стёрся лик Человека и Бога.
Снова Хаос. Никто и Ничто.

Но в стихотворении «Отгони свои думы лукавые» поэт выглядит более оптимистичным, подверженным вере в силу Света, победы под Тьмою. И заметим, это стихотворение завершено в 1918 году, когда у поэтов этого круга отчётливо наступает разочарование первыми итогами Октябрьского переворота. Они, изначально приняв революцию как всенародное движение за свободу, очень скоро осознали, что никакой свободы не будет, и прежде всего для русского крестьянина. А все массовые подвижки в общественном сознании в начале XX века, это, конечно, ожидания лучшей доли для крестьянства. Ему-то было за что бороться и было что терять в эпоху развития капитализма. Подспудно им ощущалась угроза русской общине как основе бытования земного. Но Ганин оптимистично-радостен:

Близок Свет. Перед радостной встречею
Причащаются травы росой.
Поклонись — и мольбой Человечьею
Не смути голубиный покой.

Ну, и так далее. Тут сегодня приходится больше рассчитывать на прозорливость современного читателя. Но есть уверенность, что и он, далёкий во временных рамках от момента создания стихов А.Ганина, увидит божественную силу этого замечательного поэта, поймёт глубину переживаний и истинную силу света его поэзии. Впрочем, и судьбы тоже…

Да, теперь о судьбе поэта. Мы не будет сегодня фактологически точны, нам этого не требуется. Но давайте зададимся простым и очевидным вопросом: почему и отчего Алексей Ганин, проживший всего 32 года на этой грешной земле, остался в народной памяти? Крестьянский сын, имеющий лишь природные способности к литературному творчеству, почему именно он одним из первых попал под молох «красного колеса»? Есть довольно много воспоминаний о том, каким человеком был Алексей Ганин. И красной линией через них проходит — твёрдость характера. Во всех жизненных обстоятельствах, не простых, переломных не только для поэта, но и страны, он оказывался практически в том месте, где было наиболее опасно, где требовалось мужество и личная воля, настойчивость в постижении цели. Он ломал сословные преграды, он вырвался из привычного круга жизни, запрограммированного от рождения. Он нашёл силы для самообразования, философского осмысления текущего исторического времени. И он был борец по природным началам.

Атмосфера начала 1920 годов сегодня кажется не такой простой, как её было принято излагать в учебниках истории. Вспомним, о «дьявольской силе» у Пимена Карпова, о «Чёрном человеке» Сергея Есенина… А у А.Ганина есть стихотворение на эту тему, где главным героем выступает «мой бедный Шут». Мы уже говорили, что Ганин, в отличие от своих собратьев по времени, менее склонен драматизировать самою жизнь. И «чёрный человек» Есенина для него скорее шут, чем Дьявол, ломающий судьбу.

Мой бедный Шут, кончай свой дикий пляс,
Кончай игру холодными огнями,
Мы всё прошли. И вот последний час
Звенит в замках тяжёлыми ключами…
Врата скрипят. Несётся бледный Конь.
Мы в жёлтом пламени последнего порога.
Молись, мой Шут, снимай свой балахон
И жги колпак за скорби в жертву Богу.

Быть может, поэтому Ганин и оказался беззащитным перед силами, которые правили в тот период в России. Он, выражаясь образно, вышел на бой с открытым забралом, а враги его действовали ударами в спину. И Ганин, совсем неглупый человек, осознавал это. И не устрашился, не сломался, не стал прятаться за спины других. Наоборот, он посредством слова возглавил движение крестьянского сопротивления новой власти, стал его выразителем. И этого ему не простили… Как и Есенину, впрочем. Поэты оказались страшнее обрезов крестьянских повстанцев. От них постарались избавиться в первую очередь…

И хотя мы должны признать, что «мужицкая выть» не одержала победы в исторической перспективе, но её Прометей заслужил того, чтобы остаться в памяти русского народа. Что и случилось сейчас, чему мы свидетели. А душа Алексея Ганина смотрит на нас с небес. Возможно, солнечным светом, освещающим будущее России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий