пятница, 19 октября 2012 г.
Сирия: кольцо продолжает сжиматься?
Для Дамаска продолжает ухудшаться ситуация по внешним границам, причем речь идет не только о границе с Турцией. Стали практически невозможны поставки военных грузов и товаров двойного назначения через воздушное пространство не только
Ирака, но и Турции.
Учитывая санкции ЕС и США к тем морским перевозчикам, которые будут замечены в поставках военных грузов в Сирию, многие из них отказываются осуществлять подобные перевозки. Это серьезно ограничивает возможности по осуществлению скрытных и значительных по объему поставок через нейтральные воды.
Одновременно США и ЕС продолжают наращивать финансово-экономические санкции в отношении предприятий, госструктур, а также конкретных физических лиц. Причем интересной особенностью новых пакетов санкций является попадание под санкции «предпринимателей, в прошлом работавших в правительстве Сирии».
Значительная доля внешней торговли, а также связей с внешним миром идет через деловые структуры, формально относящиеся к «частному бизнесу», но фактически жестко контролируемые через неформальные связи «своими людьми». Переход санкций в режим блокирования этих механизмов в ближайшие месяцы сильно усложнит и без того с большим трудом осуществляемые экспортно-импортные операции.
В самой Сирии по многим прямым и косвенным признакам ситуация продолжает ухудшаться. Так, по данным ООН, цены на продовольствие за последнее время выросли на 70%, а на природный газ на розничном рынке - на 400%! Потребность в бытовом топливе удовлетворяется всего лишь наполовину.
Помимо уменьшения доступа к внешним поставкам, ухудшается ситуация с национальной ресурсной базой. Продолжаются нападения на объекты нефтяной и газовой инфраструктуры и энергетики, в связи с чем растет зависимость от импорта. До полной изоляции пока далеко, поскольку определенные объемы нефти, газа и моторного топлива продолжают поступать в основном из Венесуэлы, Ирана и Алжира. Но уже сейчас Сирия стала страной, чья жизнеспособность, по сути, зависит от очередного танкера или сухогруза, приходящего в порты страны!
Отдельно следует упомянуть о той роли, которую начинает играть конфликтная ситуация на сирийско-турецкой границе. Если не вернуть контроль над северной границей - то всегда есть возможность вовлечения Турции в конфликт в северной части страны из-за очередного провокационного обстрела. Однако сами попытки возвращения контроля могут спровоцировать конфликт с Турцией, например, при недостаточно точном ведении огня по боевикам.
Одновременно происходит дальнейшая консолидация антиправительственных сил. С переходом разрозненных движений и отрядов боевиков под относительно единое командование против правительства будет выступать сила, уже имеющая все признаки единого вооруженного движения, которое будет вполне пригодно для политического торга с внешними игроками. При наличии доступа к иностранной территории оно без проблем сможет получить значительные объемы вооружения и боеприпасов, если решение о масштабной материальной помощи иностранными политиками все-таки будет принято.
Уже сейчас боевые действия в стране, помимо разрушений в крупных городах, стали все чаще приводить к блокированию дорог между крупными населенными пунктами. На этом мрачном для Дамаска фоне продолжают расти потери в бронетехнике, авиации и личном составе.
Формально проблемы могла бы решить новая порция военной и экономической помощи из Тегерана. Но Тегеран уже потратил, по некоторым данным, около $10 млрд. на поддержку режима Башара Асада и в настоящее время сам испытывает проблемы с доступом к валюте (из-за западных санкций в отношении Ирана).
Сложившуюся ситуацию и ее перспективы можно охарактеризовать так:
1. Дамаск вынужден перейти исключительно на собственные запасы вооружения, военной техники и боеприпасов. Новых серьезных поставок извне ожидать не приходится. Имеющихся арсеналов вряд ли хватит более чем на 6-9 месяцев при нынешнем темпе их расходования.
2. Антиправительственные силы находятся в одном шаге от открытия своей «тропы Хошимина», а финансовые возможности предполагаемых спонсоров позволяют быстро превратить нынешнюю относительно компактную вооруженную оппозицию в классическую повстанческую армию с мощным внешним тылом (в духе войн в Афганистане 1980-х или Южном Вьетнаме 1960-х гг.). Бороться с противником подобного класса правительственные силы вряд ли способны.
3. Дамокловым мечом над Сирией висит угроза возникновения в любой момент вооруженного конфликта с Турцией, при котором можно уверенно говорить, что стране грозит либо окончательная утрата северных территорий (по аналогии с операциями многонациональных сил в Северном Ираке в 1991 г.), либо полномасштабная воздушная война с ВВС НАТО, грозящая быстрым падением правящего режима.
4. Правящий режим все более и более будет превращаться в живущий «с колес». А потому корректной будет аналогия с последними месяцами режима Наджибуллы в Афганистане. После прекращения внешних поставок топлива и продовольствия официальным властям, но при осуществлении полномасштабной внешней помощи боевикам, срок жизни официальной власти составит от 3 до 6 месяцев, не более.
Поэтому в настоящее время главный вопрос таков: сможет ли официально объединиться вооруженная оппозиция и если да, то когда именно? Если это объединение произойдет в ближайшие месяц-два, то можно будет вполне уверенно говорить о том, что дни Асада сочтены.
Есть, конечно, крайне малый шанс, что в ближайшие неделю-две правительственные войска совершат какое-нибудь военное чудо, но, учитывая весь прошлый опыт конфликта, оснований всерьез рассматривать подобный сценарий нет. Достаточно посмотреть на многомесячную эпопею с городом Алеппо.
Владимир Хрусталев, эксперт международной организации "Lifeboat Foundation" - специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий