понедельник, 22 октября 2012 г.

Крах цветных революций


«Жизнь и смерть цветных революций» ― так называлась статья, вышедшая в марте 2010го из-под пера выдающегося французского аналитика Ксавье Моро, который также является одним из руководителей Realpolitik-TV Russie. В статье приход к власти президента
Виктора Януковича был назван новой неудачей американской политики в регионе. Украинские выборы 2010 года действительно стали настоящим тестом по оценке способности «режима, возникшего после цветной революции», надолго сохранить направление политического и экономического развития страны. Необходимо отметить, что этот тест «оранжисты» президента Ющенко не прошли. Меньше чем через шесть лет после своего избрания, этот марионеточный кандидат получил на выборах только 5% голосов, так избиратели оценили его первый мандат. Всего через два года муза оранжевой революции Юлия Тимошенко оказалась в тюрьме за злоупотребление властью, тогда как нынешнее украинское руководство должно, похоже, укрепиться политически на следующих выборах, положив тем самым конец краткому историческому эпизоду «оранжевой» Украины (2004-2010). Является ли это знаком того, что Украина может предпочесть вступление в Евразийский, а не в Европейский союз?

Первая из этих цветных революций произошла 12 лет назад в маленькой Сербии. С 1999 года НАТО вел военную кампанию против Союзной Республики Югославии. После военной кампании, осуждаемая международным сообществом, страна становится как театром, так и мишенью экстраординарной компании медийной и политической манипуляции, приведшей к свержению режима Милошевича. Этот демократический переворот ― знаменитая «бульдозерная революция», первая из цветных революций, которые ударят по Евразии и российским рубежам в первой половине 2000-х годов. Грузия в 2003 году, Украина в 2004, Киргизия в 2005, Молдова в 2009, Беларусь в 2010 году или же Россия в 2011, многие государства станут мишенью этих революций нового типа.

Modus operandi, всегда один и тот же, теперь хорошо известен. Дестабилизация организуется и освещается через сеть НПО и при посредничестве средств массовой информации, политических или иных, которые побуждают людей выходить на улицы и создавать беспорядки и ненасильственное гражданское давление, направленные на то, чтобы вынудить власть уйти в отставку, или даже на ее демократическое (!) свержение. Способ удивительно эффективный и проверенный, как несколько лет назад заявил главный заводила сербской цветной революции известному французскому журналу Politique Internationale. Мимоходом наш революционер там рассказывает как о сотрудничестве с ЦРУ, так и об американском финансировании НПО или же о чрезвычайно высокой плотности медийных манипуляций. Большинство протестующих этого совершенно не осознают, они искренне верят, что все происходит спонтанно.

Цель была ясна: подтолкнуть эти страны в лоно западного альянса, что позволило бы продолжить расширение НАТО на восток и усилить геостратегическое окружение России. Попытки цветных революций нигде не привели к положительным результатам. Они провалились в Беларуси, России, Молдове и, наконец, в Киргизии. Украине (самой «русской» из затронутых стран) потребовалось всего 6 лет, чтобы покончить с историческим оранжевым эпизодом. Оранжевая власть смогла лишь организовать газовый конфликт с Россией (2006), который в конечном итоге привел к появлению South Stream, проекта панъевропейского газопровода в обход Украины, который в будущем лишит эту страну любой возможности создавать неприятности при помощи энергетического шантажа. Поэтому можно искренне сомневаюсь в способности тогдашних украинских руководителей к долгосрочному стратегическому видению.

Сербия, как кажется, тоже порвала со своей цветной революцией, потому после последних президентских выборов вновь пришли к власти националисты, близкие к тогдашней коалиции Милошевича, после 12-летнего «цветного междуцарствия», во время которого страна заметно обеднела и лишилась значительной части своей территории: Косово.

Грузия была самым успешным и сильным символом, но и самой чувствительной к этим цветным революциям. Не только потому, что Кавказ остается чувствительной точкой российской геостратегии, но также потому, что страна развязала военный конфликт с Россией в 2008 году, эту войну страна проиграла всего за 8 дней, что выразилось в потере значительной части территории (как в Сербии), из-за независимости Южной Осетии и Абхазии. После спорного переворота популярность Михаила Саакашвили постепенно падала, вместе с результатами его политической коалиции: 96% голосов на президентских выборах 2004 года, 53% в президентских выборах 2008, 63% на парламентских выборах в 2008 года и, наконец, 40% на последних парламентских выборах 2012. Теперь вполне возможно, что хозяин оранжевой Грузии не будет переизбран на пост президента на предстоящих выборах в 2013 году.

Конец эры Саакашвили в Грузии, вероятно, положил конец и этой исторической череде цветных режимов, что вписывается в некоторую логику, поскольку в Грузии доход на душу населения в настоящее время ниже, чем в Египте или Свазиленде, а уровень безработицы официально достиг 16%, хотя согласно некоторым оценкам реальная безработица приближается к 70%.

В настоящее время новые власти этих избавившихся от оранжевой «заразы» стран, вероятно, должны проводить только реалистичную политику, с учетом своего географического положения, сильной зависимости от России, но также из-за плохого экономического здоровья. Политику нейтральную и прагматичную, основанную на сотрудничестве, а также на политической, экономической и военной интеграции в рамках Евразийского союза.

Автор - Александр Латса ― живущий в России французский журналист, который ведёт сайт DISSONANCE, представляющий «другой взгляд на Россию». Он также сотрудничает с Институтом международных и стратегических отношений (IRIS), Институтом Eurasia-Riviesta, а также участвует в различных изданиях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий