пятница, 10 августа 2012 г.

Противоракетная ошибка

Варшава сожалеет об участии в американской системе ПРО...
Минувшая неделя принесла очередную сенсацию. Президент Польши Бронислав Комаровский дал интервью популярному журналу Wprost, где высказал сожаление, что Варшава приняла предложение о строительстве ПРО.
По сообщению РИА Новости, это буквально звучит так: «Наша ошибка заключалась в том, что, принимая американское предложение, мы недостаточно учли политический риск, связанный со сменой президента. Мы заплатили за это большую политическую цену. Не следует повторять эту ошибку», – заявил глава государства.
Что означают эти слова? Критику предшественника, который дал добро администрации Джорджа Буша-младшего на размещение на территории Польши третьего позиционного района американской системы ПРО с противоракетами GBI (Ground Based Interceptor), что вызвало резкую критику со стороны Москвы, посчитавшей этот шаг стремлением нанести ощутимый ущерб отечественным стратегическим силам сдерживания и проявлением серьезного охлаждения отношений Кремля с Варшавой? Упрек в адрес администрации Барака Обамы, который отказался от этой ненадежной, по мнению Белого дома, системы и решил заменить ее более эффективным комплексом ПРО с перспективной ракетой SM-3, которая появится на польской земле только в 2018 году? Или вообще отказ от сотрудничества с США в области противоракетной обороны?
Ни то, ни другое, ни третье. Замечание пана Комаровского надо понимать так, что, соглашаясь на присутствие на польской земле американских систем ПРО, которые призваны защитить в первую очередь сами США и их союзников по НАТО от иранских и, об этом не говорилось, но наверняка подразумевалось, российских стратегических ракет, Варшава забыла о своей собственной системе противовоздушной и противоракетной обороны. Президент Польши так и сказал: «У нас должен быть этот элемент польской обороны. Расходование огромных средств на военную технику в общем-то бессмысленно, если она не защищена от наиболее типичного и опасного нападения – ракетного и воздушного. Сегодня у нас стареющие системы, которые все меньше годятся для защиты страны».
От кого собирается защищать свое небо Варшава, тоже в принципе понятно. Думаем, не от России. Вряд ли в Польше всерьез могут считать, что отечественные средства воздушного и ракетного нападения могут реально угрожать Речи Посполитой – одному из самых активных членов Североатлантического альянса. Но сегодня системы ПРО и ПВО создаются не только для защиты от непредсказуемых соседей, а скорее для собственного спокойствия. После 11 сентября 2001 года никто, по сути, не может гарантировать, что какие-то безбашенные камикадзе-террористы опять не попытаются захватить пассажирский лайнер или боевой самолет и направить его на мирный город.
И для защиты от этой, с одной стороны, виртуальной, а с другой – вполне возможной угрозы надо иметь системы ПРО/ПВО. Это суверенное право и обязанность каждого уважающего себя государства. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. И президент Бронислав Комаровский абсолютно прав, что заботится о такой крыше или зонтике над своей страной. И здесь у него нет никакого противоречия или противостояния с американцами. Более того, понятно, какие системы выберут он и его генералы для замены своих устаревших или устаревающих систем противовоздушной и противоракетной обороны, основу которой сегодня составляют кроме истребителей-перехватчиков довольно старые советские системы «Оса-АК», «Круг», С-125 «Нева», С-200 «Вега» и ЗСУ-23-4, «Стрела», ее польская модификация «Гром»...
Эти системы ПРО/ПВО, безусловно, будут американскими. Не каждая страна НАТО может совершить столь непонятный Брюсселю и Вашингтону шаг, как Афины, которые построили свою систему противовоздушной и противоракетной обороны на новых российских ЗРК. В том числе и на С-300ПМУ. Варшава вряд ли решится на такой поступок. Следовательно, она закупит системы Patriot PAC-2 и PAC-3 американской фирмы Raytheon. Это ничего, что эти комплексы значительно дороже нашей С-300 и не так эффективны (во время двух войн в Персидском заливе они очень плохо справлялись с противодействием реликтовым иракским «Скадам», промазали по половине выпущенных саддамовских ракет), но выбор поставщика вооружений – это тоже суверенное право любого государства, и не наше дело обсуждать, правильный он или нет. Кто что выбирает, тот за это и отвечает.
Наше дело проанализировать, будет ли укрепление польской ПРО/ПВО как-то влиять на безопасность России и ее анклава – Калининградской области или, исходя из военной территориально-административной системы, на Калининградский особый район Западного военного округа. По мнению многих военных экспертов, которых мы опросили, ответ тут однозначный – нет. Польша как вероятный противник нашу страну никак не беспокоит. Она в таких списках не значится.
Другое дело, что Варшава, как союзник США и член НАТО, предоставляет свою территорию под американский аэродром, на котором могут базироваться пентагоновские военно-транспортные самолеты и истребители-штурмовики F-16, способные нести к цели атомные бомбы. Кроме того, Соединенные Штаты не отказываются от планов, кто бы ни стал следующим президентом этой страны, по размещению своих элементов ПРО на территории Польши. И пан Комаровский в своем интервью журналу Wprost, посетовав на ошибку своего предшественника, ни словом не обмолвился о том, что хочет ее исправить и отказаться от этой идеи. А это означает, что, как обещал Дмитрий Медведев, и это подтвердил Владимир Путин, как только на территории Речи Посполитой появятся американские ракеты Standard-3 (SM-3) вне зависимости от их модификации, в Калининградской области России обоснуется оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-М».




А ему, как знают специалисты, и польские, наверное, тоже, что есть система ПРО/ПВО, опирающаяся на Patriot PAC-3, что их нет – без разницы.

Источник - nvo.ng.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий