среда, 11 июля 2012 г.
Эти русские шпионы, которые проникли в окружение Обамы
В момент, когда отношения между Россией и Соединенными Штатами ухудшились, вот расследование, которое я опубликовал 22 июня в Nouvel Observateur.
Она была своего рода дорогой проституткой на службе Кремля. «В постели она была лучшей из всех, кого я когда-либо знал»,
― говорит, бесстыдно, ее последний американский любовник, пузатый влиятельный юрист, который неосторожно откровенничал на подушке. Анна Чапман, 28-летняя рыжеволосая красотка, представлялась бизнес-леди, владелицей веб-сайта по аренде квартир в Нью-Йорке. На самом деле, ее компания никакой деятельности не вела. Это было прикрытие, финансируемое ― щедро ― российской разведкой, СВР.
Благодаря этой фиктивной фирме Анна жила на широкую ногу. В Нью-Йорке молодая русская Мата Хари, родившаяся в Волгограде, бывшем Сталинграде, обедала в модных ресторанах и проводила вечера в самых посещаемых ночных клубах. Шпионка приводила любовников в свою огромную квартиру на 59-м этаже самого высокого дома на Манхэттене, недалеко от Уолл-стрит. Идеальное место, чтобы обхаживать, а затем ― при возникновении симпатии― вербовать «кротов» среди американского истеблишмента.
Агенты ФБР в течение нескольких месяцев следили за действиями Анны Чапман, урожденной Кущенко. Они ее сцапали благодаря уловке. Им удалось выдать одного из своих, русскоговорящего, за ее нового офицера-куратора, некого «Романа». Свидание назначено в кафе Starbucks на Манхэттене. Роман говорит Анне о срочном задании: передать поддельный паспорт агенту. Чтобы назвать себя, мужчина использует пароль. Он спросит: «А мы не встречались в Калифорнии прошлым летом?» Анна должна ответить: «Нет, я думаю, что это было в Хэмптоне». Поняла? Да. «Тогда повтори», ― говорит Роман. Это ловушка. Разговор записывается. Анна арестована. В тот же день еще девять русских агентов арестованы ФБР ― такого не было никогда, даже во время холодной войны.
Эта шпионская история ― самая интригующая в XXI веке: авантюра десяти русских секретных агентов, в том числе скандальной Чапман, проникших в самое сердце американского общества. Нелегалы, живущие в течение многих лет без дипломатического прикрытия, под чужими именами, профессиями и национальностями, эти офицеры СВР образовали крупнейшую сеть «нелегалов», которая когда-либо была раскрыта в США. Они были арестованы 27 июня 2010 года, а затем обменяны в Вене на нескольких информаторов ЦРУ и МИ-6, находившихся в заключении в России. «Чрезвычайное дело», ― скажет Генеральный прокурор США Эрик Холдер.
Сегодня, спустя два года, благодаря недавней публикации отчетов ФБР и рассказам различных свидетелей, можно реконструировать функционирование этой «чрезвычайной» шпионской ячейки и погрузиться в повседневную жизнь русских Джеймсов Бондов в Америке, которая остается «главным врагом» бывшего КГБ.
«Вы отправлены в США с долгосрочной миссией», ― говорится в секретном сообщении «Центра» (штаб-квартиры СВР в Москве) одному из этих шпионов. ― Ваш американский университет, ваши банковские счета, ваш автомобиль, ваш дом... все служит одной цели: выявлению и работе с источниками в политических кругах США и отправке информации в Ц [Центр]». Для подобной миссии секретные службы выбрали лучших, «сливки», по словам Фрэнка Фильюцци из ФБР...
Самый старший, Михаил Васенко он же Хуан Лазаро, 67 лет, фотограф и... генерал. В 1980 году он тайно получил звание «Герой СССР»: ему удалось получить программу перемещения президента Рейгана за рубежом. Самая младшая, Анна Чапман, тоже знает все профессиональные уловки: ее отец был высокопоставленным сотрудником КГБ (он работал с близким другом Путина, руководителем его администрации Сергеем Ивановым).
Эти десять мужчин и женщин, тщательно отобранных, в течение нескольких лет проходили комплексное обучение в самой престижной шпионской школе России, школе «нелегалов». В этом супер-институте, куда, к его большому огорчению, так и не приняли молодого Путина, обучают всем методам, которыми агент без дипломатического прикрытия должен владеть в совершенстве.
Эти методы перечислены в докладе ФБР: «иностранные языки, коротковолновое радио, невидимое письмо, криптология, меры, позволяющие обмануть наблюдение, и cтеганография». Последний метод с помощью сложного программного обеспечения позволяет «скрывать сообщения в обычных картинках». «Нелегалы» широко ее использовали из своих американских домов для связи с «Центром». В их компьютерах ФБР обнаружило сотни тайных посланий, помещенных в фотографиях, которые в свою очередь были размещены на безобидных веб-сайтах.
Перед тем, как отправить этих хайтековских Джеймсов Бондов в США, в СВР придумывали им «легенды», как говорят на шпионском жаргоне, то есть сведения об их личностях были полностью воссозданы. Многие получили канадские паспорта. Так они могли утверждать, что были из Квебека, что объясняло их легкий акцент в английском языке. Часто они получали имя и фамилию давно умерших канадских детей. Андрей Бeзруков, к примеру, взял имя Дональда Хитфилда, ребенка, умершего в 1963 году в Монреале в возрасте 6 месяцев. Павел Капустин носил имя Кристофера Метсоса, маленького канадца, умершего в пять лет. Понимаешь, почему ФБР назвало свою долгую охоту на русских шпионов операцией «История фантомов».
По требованию «Центра», почти все «нелегалы» поселились в пригородах больших городов, Нью-Йорка, Вашингтона, Бостона и Сиэтла. Только Анна Чапман разместилась на виду, на Манхэттене. Именно здесь соблазнительная незамужняя женщина могла быть наиболее эффективна. Чтобы остаться незамеченными, другие были отправлены парами в пригороды. В купленных в кредит домах они вели, казалось бы, обычную жизнь. Владимир и Лидия Гурьевы, они же Ричард и Синтия Мерфи, живут в Монклере близ Нью-Йорка на улочке с аккуратными домиками, Маркетт-роуд. Синтия каждый день ездит на поезде на Манхэттен, где работает налоговым консультантом за зарплату в 135.000 долларов в год. Их двое детей ходят в начальную школу. На дни рождения их друзей Лидия - Синтия печет вкусные пирожные. Однажды, вспоминает соседка, она даже сделала торт в форме статуи Свободы...
Но за этим безобидным фасадом обычной тридцатилетней мамы прячется профессионал разведки, всегда находящийся настороже. Синтия использует свое положение налогового консультанта в крупной фирме, чтобы приблизиться к богатым и влиятельным людям. В феврале 2009 года она пишет в «Центр», что начальник доверил ей нового клиента, некого Алана Патрикофа. «Мы проверили в нашей базе данных, ― отвечает Москва. ― Это очень интересная цель». И не без основания: в 74 года, Патрикоф один из наиболее влиятельных финансистов США. Он также близкий друг Хиллари Клинтон, которая только что назначена госсекретарем. «Попробуйте постепенно выстроить с ним отношения, выходящие за рамки работы, ― продолжает заинтересовавшийся «Центр». Возможно, он выскажется по вопросам внешней политики Соединенных Штатов или внутренней кухни Белого дома, или пригласит вас туда на вечеринку...» Сумела ли Синтия наладить «выходящие за рамки работы» отношения с Патрикофом? Он признает, что был только знаком с русской шпионкой. ФБР отказывается от комментариев.
По-прежнему с целью вербовки источников, неутомимая Синтия поступает в Columbia Business School, бизнес-школу Колумбийского университета. В 2009 году «Центр» предлагает ей «усилить связи с преподавателями, которые [...] могут иметь доступ к секретной информации». Но прежде, чем сблизиться с ними, добавляет «Центр», «выясните подробности их личной жизни, черты характера и сделайте предварительные выводы относительно их потенциальной уязвимости к вербовке».
Кампусы являются золотой жилой для СВР. Ее «нелегалы» проводят много времени «вылавливая» американских официальных лиц, которые возвращаются в университет для переподготовки. Во время работы в качестве консультанта Андрей Бeзруков, он же Дональд Хитфилд, записывается в Гарвардский институт государственного управления им. Джона Кеннеди, питомник элиты. Когда один из его соучеников говорит, что был завербован ЦРУ, русский шпион немедленно передает информацию в «Центр». Михаил Куцик, он же Майкл Цоттоли, учится в Джорджтаунском университете. В 2007 году «Центр» ему пишет: «Мы согласны с вашим предложением использовать «Фермера» [кодовое название цели] для начала строительства своей сети среди студентов в Вашингтоне». «Центр» добавляет: «Ваши отношения с «Попугаем» [другая цель] представляются весьма перспективными в качестве источника информации о власти. Чтобы начать работу профессионально, вам нужны все имеющиеся сведения о его прошлом, его привычках...» Сексуальная ориентация, финансовое состояние, семейные проблемы... Москва хочет знать все о потенциальных новобранцах.
От своих «нелегалов» «Центр» также требует стратегических секретов. В 2006 году он просит их «собирать информацию о политике США в отношении использования Интернета террористами и [...] по Центральной Азии, а также по западной оценке внешней политики России». Весной 2009 года, когда Барак Обама пришел к власти, Москва приказывает им определить позицию новой администрации по ядерному разоружению, войне в Афганистане и Иране. Москва хочет получить отчеты, «отражающие подход и идеи членов команды Обамы, отвечающих за Россию».
Через несколько недель, когда готовится встреча главы Белого дома и хозяина Кремля, «Центр» хочет бы знать намерения нового американского президента. «Попробуйте, ― пишет он «нелегалам», ― определить взгляды и, что важнее, цели, которые Обама надеется достигнуть на июльском саммите, и то, как его команда планирует их достигнуть (их аргументация и средства убеждения, которые они будут использовать)». Шпионы разгадали эти секреты? Отчеты, которые обнародовало ФБР, ничего об этом не говорят.
Просочилось очень мало сведений об эффективности десяти «нелегалов», лишь несколько обрывков. В послании от октября 2009 года «Центр» поздравляет Лидию - Синтию: «Информация о золоте очень полезная. Была направлена непосредственно (после соответствующей адаптации) министру финансов». Это почти все. Американские власти не рассекретили всего. Они не заинтересованы в раскрытии точного масштаба ущерба. Со своей стороны, Кремль не может официально признать, что он шпионил за Белым домом.
Так что большинство американских журналистов, специализирующихся на шпионаже, считают, что сеть еще не дала важной информации. «Они не смогли завербовать хороших информаторов», ― говорит Рон Кесслер, лучший журналист по этой теме. Пример? В мае 2006 года Андрей Безруков, он же Дональд Хитфилд, написал записку о передвижениях главы ЦРУ. Откуда он получал информацию? От «бывшего члена законодательного совета Конгресса, который поддерживает контакты с политиками в Вашингтоне». Мелкая сошка, действительно.
Тем не менее, косвенные доказательства приводят к мысли, что если «нелегалы» возможно еще не раскрыли государственных тайн, они были близки к своей цели. Так Безруков - Хитфилд сумел войти в контакт с важным военным ученым. «Он работает, говорится в его докладе «Центру», над вопросами стратегического планирования, связанными с разработкой ядерного оружия». Они обсуждали «ядерные боеголовки малой мощности, недавно разрешенные Конгрессом». Как далеко зашли эти «обсуждения» совершенно секретных вопросов? Тайна. Так или иначе, Фрэнк Фильюцци из ФБР сегодня говорит, что несколько русских агентов приблизились к различным должностным лицам высокого уровня. «Они были очень близки к проникновению в круги, принимающие в США военно-политические решения.
Они были преданы… своим начальником в Москве, неким Александром Потеевым. Полковник СВР был номером два в отделе по работе с «нелегалами», специализирующихся на Соединенных Штатах. Он был завербован одиннадцать лет назад ... «нелегалом» из ЦРУ ― «NOC», как говорят в Лэнгли, «Non Official Cover». За несколько часов до ареста десяти агентов предатель Потеев сбежал в Белоруссию, затем на Украину с фальшивым паспортом, предоставленным его американским куратором. Своей жене, которая думала, что он уехал в командировку, он написал следующее SMS: «Мария, попытайся принять это спокойно [...], я уезжаю навсегда. Я этого не хотел, но должен был это сделать. Я начну новую жизнь. Я постараюсь помогать детям». Через год, 28 июня 2011 года военный трибунал в Москве заочно приговорил Александра Потеева к двадцати пяти годам заключения. Прекрасная Чапман свидетельствовала на суде. Именно она привела доказательства его виновности. Она пояснила, что во время их встречи в кафе Starbucks на Манхэттене, «Роман», фальшивый офицер-куратор, использовал код, который знал только Потеев ― неопровержимое доказательство.
После вынесения приговора Путин сказал: «Наши сотрудники пожертвовали своими жизнями, чтобы служить Родине, а это животное их предает. Как он сможет жить с этим всю свою жизнь, как он будет смотреть своим детям в глаза? Свинья!» Он добавил, угрожая: «Предатели всегда плохо кончают, в канаве». В настоящее время «свинья» Потеев, вероятно, живет в США под чужим именем, с измененным лицом ― и дрожью в животе.
Через две недели после их ареста и побега Потеева «нелегалы» были обменены в аэропорту Вены на восемь «предателей», приговоренных в России к длительным срокам. Среди них бывший глава контрразведки СВР, который выдал имена всех русских «кротов» в ЦРУ, и полковник спецслужб, который предоставил много информации британской MI-6. Кремль их отпустил, потому что он придает большое значение своим дорогим «нелегалам». В Москве Владимир Путин принял их как героев. С ними он спел песни в честь КГБ. Он вручил им высшие государственные награды. И он обещал хорошо их пристроить.
Некоторые из них работают в государственных компаниях с громкими названиями и соответствующей зарплатой. Наиболее впечатляющей было новая должность Анны Чапман. За 25.000 долларов она предстала полураздетой с береттой в руках в журнале «Максим». Затем она начала вести посвященное сверхъестественному телевизионное шоу, которое называется «Тайны мира с Анной Чапман». Наконец, став национальной героиней, она накануне президентских выборов одолжила свой образ движению пропутинской молодежи «Молодая гвардия». Среди последних новостей, у ее странички в Twitter 3.211 подписчиков, она ездит на черном Porsche Cayenne. И Путин якобы сделал ее своей новой любовницей.
Daniel BESSON 05.07.2012(это из комментариев к статье)
Цитата: Тем не менее, косвенные доказательства приводят к мысли, что если «нелегалы» возможно еще не раскрыли государственных тайн, они были близки к своей цели. Так Безруков - Хитфилд сумел войти в контакт с важным военным ученым.
Помимо общего сюжета, который напоминает старую морщинистую голливудскую актрису, которая смотрит свои старые фильмы в халате и с мундштуком на закрытом показе («вот расследование, которое я опубликовал 22 июня в Nouvel Observateur»), этот « анализ » [Простите, я собираюсь помочиться на это! ...] упускает один «основной момент»! Русские «шпионы» были привлечены к ответственности за нарушение законодательства о The Foreign Agents Registration Act (FАRА), Закона о регистрации иностранных агентов. Законодательство, которое российские депутаты обсуждают для НПО в России под крики негодования «российских» и иностранных правозащитников (HRW, CPJ, NED, Беллона, WWF, Гринпис, ...).
Суть «обвинения» состояла не в уголовной процедуре в соответствии с «Патриотическим актом», а в сокрытии полученных денег и льгот (налоговая ответственность), в неразглашении их статуса общественных деятелей, получающих деньги от иностранной компании (не задекларированной в списке FARA). На самом деле их обвинили именно в том, что они были агентами влияния на службе российского правительства (типичный случай ― журналистка Вирджиния Пелаэс, см. ниже, которая «рекламировала» Владимира Путина, но также Уго Чавеса, Фиделя Кастро и Махмуда Ахмадинежада в своих статьях). Это далеко от супругов Розенбергов, мсье Жовер ; 0)
Вы, мсье Жовер, сосредоточились на скандальной и рыжей Анне Чапман. Мои симпатии в большей степени на стороне «caliente» и темноволосой (и упитанной!) Вирджинии «Вики» Пелаес Окампо, журналистки и активистки, инки по происхождению (перуанской). В настоящее время она ведет колонку... «Иностранные дела» в «The Moscow News», и ее перо по-прежнему очень едкое. Я признаю, что предпочитаю ее стиль вашему! ... Она, однако, должна быть осторожной, чтобы не обижать своих новых хозяев: одна из ее статей о Мексике чуть было не спровоцировала дипломатический скандал с Россией!
Пелаез Окампо, Она также пишет для РИА Новости.
PS: какая прекрасная примерная женщина!)
По моим данным, она получила ежемесячную помощь в 2.000 долларов, российское гражданство и квартиру.
Источник - тут, перевод - Толмач «Милой Франции» - Усадьба Урсы
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий