пятница, 27 апреля 2012 г.
COLDFEET: Секретная разведывательная миссия на СП-8
Перевод с английского. Стиль повествования сохранен преднамеренно, добавленные цитатные вставки - polarpost.ru.
В критические годы "холодной войны" обе сверхдержавы были заинтересованы в получении информации о научно-техническом прогрессе противника, особенно в военной области. На крайнем севере США интересовало получение информации о советском арктическом оборудовании, в частности о прогрессе в подводной акустике, что имело первостепенное значение для идентификации и контролю перемещения подводных лодок с атомным оружием, плавающих под паковыми льдами.
Группа экспертов ВМС США, по инициативе лейтенанта Леонарда Ле'Шак, начала планирование операций на советских дрейфующих
станцииях. Они намеревались парашютировать несколько человек на паковый лед, сразу же после эвакуации станции и на необходимое время для сбора данных, а затем вернутся и забрать их. Эти попытки не могли быть выполнены при помощи полетов самолета на станцию, поскольку эвакуация дрейфующей станции обычно вызвана разломом льдины, сопровождающимся повреждением взлетной полосы и делающей посадку невозможной.
Как следствие, они думали использовать Skyhook Aeroretriever System (сокращенно Skyhook), спроектированную Робертом Е. Фултон мл. и уже опробованную. Системой Skyhook, структурой состоящей из двух металлических широко раскрытых захватов и лебедки на носу самолета, допускается подхват людей и вещей. Трос, поднимаемый при помощи гелиевых шаров заводится между захватами. Груз или человек, закрепленный на другом конце троса, может быть подхвачен и поднят прямо во время полета.
21 апреля 1961 года Москва объявила эвакуацию СП-9. Ле'Шак немедленно предложил осмотреть брошенный лагерь при помощи этой системы, но его проект рассмотрели только в сентябре. 22 сентября 1961 году Штаб Морских Операций Пентагона утвердил операцию и присвоил кодовое название Coldfeet.
Подготовка началась в Испытательном центре военно-морской авиации в Патуксент Ривер (Пакс Ривер) в Мэриленде 12 октября 1961 года. Skyhook не был приспособлен для эксплуатации в арктических условиях, что затребовало множества изменений в материалах и оборудовании, необходимых для соответствия системы новым условиям эксплуатации. Полные испытания требовали нескольких месяцев работ.
В марте 1962 Москва объявила эвакуацию СП-8, при этом единственный раз сообщив также и ее координаты. По следующим соображениям именно СП-8, а не СП-9 стала новой целью операции:
— Станция была только что был эвакуирована, в отличии от эвакуации СП-9, совершенной почти год назад. И если добывать информацию, то она должна быть как можно более актуальной.
— Эвакуация СП-8 сопровождалась сильными разломами ледового поля, значительно повредивших взлетные полосы. Совершать посадки на станции могли только легкие самолеты, в результате чего вывоз всего оборудования был затруднен. Это значительно увеличивало шансы на сбор ценных сведений.
— СП-8 была расположена довольно далеко от баз снабжения, практически на границе зоны действия авиации. Было известно, что по техническим причинам, самолеты Советов поставляющие грузы на СП-8 предварительно приземляются на СП-10. Предполагалось, что Советы не смогут предпринять немедленную попытку забрать материалы СП-8, и в то же время эвакуированая станция не будет доступна для слежения за ней с воздуха.
Для проведения всей операции были необходимы два самолета: P2V со смонтированной системой Skyhook, и еще один - для материально-технического снабжения и разведки. Штаб Атлантического Флот предоставил для операции Coldfeet С-130BL из шестой роты воздушной разведки. Этот самолет только что вернулся из Антарктики и имел еще 80 летных часов в запасе.
Учитывая координаты новой цели, операция не могла базироватся в Туле, как ранее планировалось. Быстро было достигнуто соглашение с Правительством Канады и RCAF - Канадскими Королевскими ВВС, предоставившим для использования свою базу Резольют на острове Кронуэлла.
Чтобы избежать возможности радиоперехвата сообщений работа станции KWM-1 была изменена таким образом, чтобы люди десантированные на СП-8, работали вне любительского диапазона. 17 апреля 1962 году группа задействованная в операции COLDFEET выехала из Пакс Ривер и направился в Оттаву, чтобы встретить двух офицеров Королевских ВВС в качестве наблюдателей от канадского правительства. Далее, во второй половине дня, борт вылетел из Оттавы и достиг базы "Форт Черчилль" в Гудзонском заливе (северная Манитоба. Здесь экспедиция была вынуждена задержатся на день из-за плохих погодных условий. Только 19 апреля они смогли достичь Резольют, находящийся на 1000 миль севернее от "Форта Черчилль".
Что же касается местонахождения СП-8, то они надеялись, что Гидрографическая служба ВМС, регулярно производящая ледовую авиаразведку между гренландский базой Туле и Барроу на Аляске уже обнаружила ее, но этого не произошло. Последнее сообщение о местоположении СП-8 было уже месячной давности.
20 апреля С - 130 начал разведывательные полеты над паковыми льдами, оставив P2V ожидть результатов. За мысом Исаксен, в 300 милях к северу от Резольют, на 21000 футов С - 130 достиг последней известной точки расположения советской станции и начал поиски. Но несмотря на отличную видимость, без результатов. На следующий день, 21 апреля, была обнаружена заброшенная дрейфующая станция США "Чарли". Было известно, что "Чарли" дрейфовала всего в 8 милях от СП-8, что вселяло надежду найти советскую станцию где-то поблизости. Но ее не было. В этот день неожиданное событие вмешалось в работу операции.
Lance-corporalе Рон Р. Гордон из Королевской Канадской Горной Полиции запросил помощи: у одной инуитской девочки была серьезная потеря крови. Доктор Вальтер, медик Coldfeet немедленно выехал. После осмотра стало ясно, что без немедленной госпитализации девушка долго не протянет. Ближайшая больница была в Туле в Гренландии, но самолет КВВС мог не успеть прилететь вовремя. Работы по операции были немедленно отложены. С - 130, который только что вернулся из полета, был дозаправлен и пролетел еще 500 миль с доктором Вальтером и девочкой. Женщина была госпитализирована, и операция была проведена. С-130 вернулся только после того, когда врачи объявили ее жизнь вне опасности.
Безрезультатные поиски и чрезвычайные вылеты быстро исчерпали 80-часовой ресурс С-130. Погода ухудшились, у P2V выявили технические проблемы.
В последующие дни разведывательные полеты по-прежнему осуществлялись, дважды была достигнута станция Чарли, но СП-8 не обнаружили. 27 апреля необходимо вернуться В Пакс-Ривер. Вскоре после их возвращения Управление Гидрографии ВМФ сообщило, что СП-8 была найдена. Операция получила финансирование, быстро собрали новую группу. На этот раз привелекли Intermountain Aviation, одну из собственных компаний ЦРУ.
15 мая стало известно новое месторасположение СП-8, было быстро проведена подготовка к операции, новые пилоты - ггтовы к использованию "Скайхук". Новая база, организованная 25 мая, расположилась в Поинт Барроу на Аляске.
На следующий день - в субботу 26 мая 1962 - операция началась при поддержке P2V Морской Пограничной Службы Аляски, котрый вылетел в разведывательный полет. Расположение СП-8 было определено в 750 милях к северу от Барроу.
в 9:50 утра следующего дня команда COLDFEET на борту B-17 попыталась достичь станции и в 14:00 достигла района поисков. Еще раз увидили станцию Чарли, но СП-8 не было.
Вечером в Барроу состоялось совещание: были найдены некоторые ошибки навигации из-за сбоев в работе оборудования (что вполне естественно в этих широтах, так как близость северного магнитного полюса делает обычные навигационные системы малоэффективными и требуются совершенно другие инструменты). Было решено вести поиск с обоих самолетов, первый нашедший СП-8 должен был доложить о находке по радио.
В 9:00 утра 28 мая P2V вылетел из Барроу и достиг района поисков в 14:00, B-17 вылетел в 10:50 и был еа месте в 16:00. В 17:00 P2V определил координаты СП-8: 83°N - 130°W, куда через небольшой промежуток времени прибыд и B-17. Джеймс Смит, начальник эскадрильи ВВС, опытный парашютист и бывший ничальник станций "Чарли" и "Альфа", высадился в 17:50. Руководитель высадки, который выбрал в качестве ориентира радиомачту СП-8, оказался даже слишком точным: Смит падал прямо на мачту и лишь отчаянно маневрируя смог ее избежать. В 17:17 прыгнул ЛеШак, между 18:02 и 18:22 следом были сброшены восемь упаковок с оборудованием. В 18:45 B-17 развернулся в торону Барроу и два человека остались одни на льдине. После быстрого предварительного осмотра, занявшего около часа, они выбрали один из щитовых домиков в качестве жилья и приступили к проверке груза и установки оборудования. Затем приготовились к ночевке.
Следующий день, 29 мая, был посвящен методичному обследованию покинутой станции, согласно разработанного ранее плана. Территорию разделили на квадраты, каждый занялся своими делами. ЛеШак подключил новые батареи и запустил радиостанцию для связи с Барроу. Во время настройки радио, он даже принимал некоторые из советских радиостанций в 20-метровом диапазоне.
Смит, осматривавший станцию, был поражен контрастом между спартанскими условиями жилых помещений и соседствующими рядом крайне сложным оборудованием, включая радиостанцию. ("...Живут полярники в разборных домиках специальной конструкции. Эти домики установлены на полозьях, поэтому при разломе льдины их сравнительно легко перевезти на другое место. В любом домике справа вы увидите печь, слева — умывальник, в глубине стол, стулья и походные кровати. На полу ковровая дорожка, которая, придавая домику уют, одновременно и утепляет пол. На стенах между круглыми окнами-иллюминаторами полочки с книгами, фотографии, карты. В домике тепло, горит электрический свет, установлены телефон и радиодинамик. Обычно тут же, в домике, находится научная аппаратура..." Н.Блинов, "Комсомольская Дрейфующая"). Он нашел несколько плакатов с политической пропагандой висящих на стенах в одном из зданий. Романов, последний руководитель СП-8, отметил на одном из них дату эвакуации с просьбой к тем, кто найдет эту запись проинформировать о этом ААНИИ в Ленинграде. Благоприятные погодные условия позволили увеличить первый рабочий день до 12 часов. Вечером они обьединили свои заметки и составили план работ на следующий день.
Второй день был посвящен сбору трофеев и фотосьемкам станции, а также поиску любой информации, которая могла бы быть полезной для специалистов при последующем анализе. В частности, особенно обращали внимание на все, что могло быть связано с обнаружением и деятельностью подводных лодок.
На третий день, который должен был быть последним их днем на станции, был отправлен отчет о погоде для Барроу, где готовилась операция по эвакуации парашютистов. Перехваченной информации в радиограмме было достаточно для старта операции: в 9:35 B-17 вылете и достиг района станции в 14:30. Внезапно, погода значительно испортилась. Попытки найти двух человек продолжались до 19:00, но без всякого результата. В то же время Смит и ЛеШак были готовы к "подьему" недалеко от станции. В 15:00 они включили радиостанцию и слушали эфир, но после нескольких часов бесплодного ожидания вернулись в жилой домик.
На следующее утро они опять пытаются принять сообщение из Барроу, но погодные уловия не позволяют этого сделать. Поскольку они оказались пленниками условий и оборудования, было решено продолжить обследование станции. В 13:40, 1 июня, B-17 вылетел на очередной поиск и прибыл в район в 18:30. Поиски СП-8 продолжались в течении четырех часов, но опять они найти лишь станцию "Чарли". Около 19:00 два человека на льдине слышат гул мотора, но радиосвязи нет.
Для лучшего понимания, насколько трудны были поиски СП-8 и наоборот, почему неоднократно обнаруживалась "Чарли", мы должны напомнить о том, что американци всегда создают свои дрейфующие станции на ледяных островах, отколовшихся от ледяного массива Элсмира и хорошо выделяются на фоне окружающего льда высотой. Советские станции, как правило, организуются на плоских ледовых полях, которые слабо отличаются от окружающего пейзажа. Любой, кто пролетал над паковым льдом, знает насколько это трудно - несмотря на самые благоприятные погодные условия - разглядеть хоть что либо в этой холодной белизне арктической шапки льдов. И это даже сейчас, при использования новейшего оптического оборудования, которое даже невозмождно сравнивать с тем, что было на вооружении Coldfeet.
2 июня станцию на сроили на частоту Барроу и проджолжили инспекцию лагеря. В тоже время, в Барооу было решено вести поисковые работы обеими самолетами - так же как и 28 мая. В 10:00 вылетел P2V, вылет B-17 отложили до 13:25 из-за технических неисправностей. Из-за неблагоприятных погодных условий P2V вынужден был поднятся выше облаков, что увеличило расход топлива. В районе поисков самолет снизился, видимость была не более чем на полмили. Благодаря везению, пилот заметил двух человек и после контакта с ними и убедившись, что все готово - вызвал B-17 по радио. B-17, вылетевший из Барроу значительно позднее, был еще далеко, а резервы топлива в P2V для обратного полета стремительно уменьшались. P2V не мог покинуть район, чтобы избежать риска потери месторасположения станции. B-17 прибыл спустя семь минут по истечению крайнего срока обратного вылета и P2V был вынужден возвращатся в Барроу экономя топливо и используя лишь один двигатель. Люди на льду были готовы к подьему. Погода становилась все хуже и хуже, скорость ветра на льду достигала 15 узлов и все усиливалась. Условия для операции были хуже некуда, такой сложный вариант даже не рассматривался в ходе учебных тренировок.
С начала был поднят груз, затем пришла очередь ЛеШака. Как только воздушный шар натянул трос, вес которого почти равен подьемной силе самого шара, он оторвался от поверхности заскользил по льдине. Любые попытки остановить опасное скольжение оказались неудачными, однако самолет вовремя успел подцепить трос. Эти проблемы еще больше усложнили операцию: человек оказывался в подвешенном состоянии примерно в течении шести с половиной минут, на скорости 125 узлов, на ледяном арктическом ветру. Появились серьезные затруднения с дыханием, но ЛеШака успели поднять на борт без опасных последствий. Подьем Смита прошел успешнее. Учитывая происшедшее только что, он использовал советский трактор в качестве якоря, чтобы избещать протаскивания по льду. В 20:18 подьем был успешно зщавершен и в 2:15 утра 3 июня два человека были тепло приветствованы в Барроу, куда также вернулся и P2V.
Все собранные данные - более 300 фотографий сделанных на СП-8, 83 документа и 21 образец оборудования были исследованы ONI - Военно-морской разведкой США. Эксперты были очень впечатлены прогрессом, достигнутым Советами в океанографических и метеорологических программах, которые они нашли весьма развитыми и превосходящими во многих аспектах собственные американские. Это было заявлено в статье, в ноябрьском выпуске журнала ONI в 1962 (John Cadwalader, "Operation Coldfeet: An Investigation of the Abandoned Soviet Arctic Drift Station NP 8," ONI Review 17 (August 1962): pp. 344-55). Многое оборудование было серийного производства и зачастую превосходящее американское. Единственная ставшая известной информация о системе навигации подводных лодок касалась электрогенераторов: они устанавливались таким образом, что позволяло им работать с максимально возможной тишиной - деталь соответствующая технологиям строительства подводных лодок. Всего же, операция Coldfeet обошлась примерно в $60 000, превысив в два раза запланированный бюджет из-за плохох летных условий.
"Скайхук" был вновь использован ЦРУ и ВМС в других Арктических операциях и других местах, но эти сведения все еще засекречены.
Известно, что улучшения в системе установленной на C-130 позволяют теперь производить подьем одновременно нескольких грузов за один пролет. "Скайхук" попал и на экраны: многие наверняка помнят финальную сцену известного фильма 1965 года об удачливом агенте 007.
В недавно опубликованном каталоге предметов, собранных на СП-8 во время операции Coldfeet, под номером 71 числится следующее: "личное письмо, в специально выпущенном конверте с указанием "Дрейфующая Станция Северный Полюс Восемь". Конверт имеет отметки выпуска мартом 1961 (прим. polarpost: по всей видимости имеется ввиду оттиск штемпеля с датой). Также указана принадлежность к Главсевморпути ("Galvsevmorput")"
Franco Giardini, Enrico Garrou, Federico Masnari, «Isole di Ghiaccio alla Deriva / Drifing Ice Islands», стр. 147-154
Источник - Сдесь
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий