понедельник, 16 апреля 2012 г.

Бактериологическая лаборатория Пентагона в Грузии


Ранее сообщалось, что недавно в Грузии открылась Центральная реферальная лаборатория общественного здравоохранения, которая, по свидетельству граждан этой страны, представляет угрозу также для армянонаселенных и азербайджанонаселенных регионов республики, в первую очередь – для Джавахка и Марнеули. Вполне естественно, что каждый житель южнокавказских стран должен был испытать чувство тревоги, узнав о том, что инвестируемая США лаборатория в Грузии способна производить биологическое оружие, которое при случае может выйти из-под контроля.
«Институт исследования инфекционных заболеваний» армии США (USAMRIID)
совместно с вирусологами и биологами Грузии, по некоторым сведениям, проводит в этой лаборатории исследования возбудителя холеры, а также разрабатывает новые методы их выявления. Однако граждане республики, особенно районов компактного проживания армян и азербайджанцев, выражают обеспокоенность тем, что эти работы дают не только возможность проводить исследования возбудителя холеры, но и создать условия для разработки биологического оружия путем их генной модификации.
Насколько соответствуют действительности эти сведения и в чем смысл проводимых исследований? На эти и другие вопросы отвечает Жан Паскаль ЗАНДЕРС – член Института исследований проблем безопасности при Европейском Союзе (Research Fellow at EU Institute for Security Studies),руководитель группы по изучению химического и биологического оружия в стокгольмском Институте международных мирных исследований.
Вниманию читателей представляем эксклюзивное интервью с г-ном Зандерсом.
- Господин Зандерс, по некоторым сведениям, недавно на территории военного аэропорта Тбилиси за счет крупных американских вложений была создана весьма загадочная структура, именуемая Грузино-американской Центральной реферальной лабораторией общественного здравоохранения. Есть ли у Вас какие-то сведения о программах и исследованиях, разрабатываемых в этой лаборатории?
- Да, есть. Грузинская лаборатория составляет часть программы Агентства по сокращению угроз (Defense Threat Reduction Agency – DTRA) Министерства обороны США. В данной структуре разработаны схожие проекты и для Армении, а также для других бывших советских республик, в частности, для Азербайджана, Казахстана, России и Украины. У программы есть и другое название: Биологическая программа совместного участия (Cooperative Biological Engagement Program – CWEP). Ее цель – развитие возможностей обнаружения вирусов, организация их быстрого обезвреживания, причем как уже существующих, так и потенциально новых. Существует также цель достичь международных стандартов по охране здоровья в государствах, где у DTRA есть программы действий.
В Грузии программа уже вступила в силу, Армения недавно ратифицировала договор с США, и будет работать с компанией Блэк энд Вич. В данном случае она называется Совместной программой уменьшения угроз (The Cooperative Threat Reduction (CTR) Program), которая является частью более широкой программы, направленной на уменьшение угроз от вооружения, во многих странах она помогает в вопросах разоружения. Например, в России эта программа направлена на уничтожение ракет и химического оружия, таким образом, она параллельно решает и проблему занятости многих русских ученых, которые после распада Советского Союза стали бы без нее просто безработными. В настоящее время программа расширена в сторону ряда бывших советских республик, и как я отметил, уже охватывает Грузию и Армению.
- По мнению грузинских наблюдателей, лаборатория, судя по всему, создана в чисто военных целях, учитывая, что сама эта структура и запас ее вирусов находятся на территории военного аэропорта. Кроме того, на церемонии ее открытия присутствовал заместитель министра обороны США по вопросам ядерной, биологической и химической защиты Эндрю Вебер. Те же наблюдатели считают неслучайным назначение бывшего начальника отдела угрозыска Грузии Анны Жвания на должность руководителя лаборатории.
Вызывает подозрение и присутствие военных на этом объекте (помимо ученых и гражданского персонала).  Некоторые СМИ выразили мнение о том, что грузинская лаборатория будет занята не только работами дезинфекции и исследования вирусов холеры, но и синтезом новых вирусов, которые впоследствии могут быть использованы в качестве биологического оружия для “урегулирования” внутренних межнациональных вопросов. Как Вы думаете, существуют ли реальные основания для подобных предположений?
- Я сильно сомневаюсь, что у них есть какие-то основания, так как это очень открытые программы и в большинстве своем касаются безопасности здоровья, в том числе проблем, связанных с распространением различных вирусов. Это программа содействия, которая поможет Грузии, а также Армении соответствовать международным стандартам, требуемым Всемирной организацией здравоохранения ООН (ВОЗ). Следует учесть, что программа контролируется Конгрессом США (насколько мне известно, регулярно представляются отчеты о финансировании и проведенных работах).
Так что, в Грузии существует технически высоко оснащенная лаборатория, имеющая возможность быстро обнаружить вспышку вирусов – как уже привычных для региона, так и новых, к примеру, птичьего гриппа, обнаруженного года два назад. Данная лаборатория даст возможность быстро обнаружить заболевания и доложить в Женеву – во Всемирную организацию здравоохранения. Все будет достаточно открыто. Почему Министерство обороны США вовлечено в этот процесс? Потому что оно является частью международной сети, сформированной для быстрого обнаружения химических, биологических угроз, а также для ответа возможному биологическому террористическому акту.
- Высказываются еще более тревожные предположения о том, что новые вирусы, разрабатываемые в грузинской лаборатории, могут быть использованы в качестве биологического оружия против Ирана в рамках определенных американских программ…
- Нет, это абсолютно не так. Не думаю, что мы наблюдаем реализацию какой-то программы по разработке биологического оружия, во всяком случае, определенно не в Соединенных Штатах. Сейчас ни одно государство в мире не признает, что имеет биологическое оружие.
- Да, действительно, ни одно государство не признается в этом. А как Вы думаете, что необходимо для смягчения атмосферы недоверия, сформировавшейся вокруг деятельности этой лаборатории?
- Необходимо предпринять определенные шаги. Поскольку у программы – американское финансирование, я уверен, что о ходе ее реализации будут составлены периодические доклады американским властям. Они будут сразу оповещены, если, к примеру, произойдет то, что не должно произойти. Во-вторых, для той же Грузии будет лучше, если обо всех сотрудниках будут представлены отчеты в ВОЗ. Как я уже отметил, все эти меры являются частью программы соответствия международным стандартам здравоохранения. Это международный договор, который должен быть задействован в членах-государствах в самое ближайшее время. То есть, это один большой шаг в ряде усилий по обеспечению соответствия этим стандартам, о чем заинтересованные страны должны доложить в ВОЗ. Третье, что может быть сделано – это обращение в соответствующие инстанции ООН, несущие ответственность за выполнение Конвенции по биологическому и химическому вооружению. Таким образом, есть не менее трех уровней, с помощью которых можно обеспечить прозрачность функционирования структуры.
- В Грузии лаборатория определяется как структура “стейт оф ди арт фасилити” (state of the artfacility). Что это значит? Я прошу также разъяснить, что означает лаборатория “2-го или 3-го уровня”, так как было объявлено, что “у нее есть мощность 2-ого и 3-его уровня”?
-  Во-первых, мы должны понять, что живем в глобализирующемся мире, и существует опасность распространения вирусов за рамки национальных границ, в том числе таких вирусов, которые вспыхнули в очень отдаленных регионах. Второй аспект – вероятное использование вирусов в террористических или криминальных целях. Каким бы ни было распространение независимого вируса – естественным или предумышленным, ответ на эту угрозу должен быть одинаковым. Во-первых, необходимо иметь возможность обнаружить, понять, почему это происходит, узнать, что это за вирус, и на основании этих данных сконцентрировать все возможные местные или региональные силы, чтобы дать адекватный ответ.
“State-of-the art” означает, что у лаборатории есть новейшие технологии и средства для обеспечения биологической охраны и биологической безопасности. Речь идет о двух принципах: биологическая охрана – это все мероприятия лаборатории или завода, направленные на предотвращение возможной утечки вирусов, биологических элементов или патогенов, имеющихся в лаборатории для исследования, и на предотвращение заражения сотрудников лаборатории. Биологическая безопасность существует для предотвращения предумышленной кражи вирусов из лаборатории с целью организации искусственной вспышки вирусов террористическими или криминальными элементами.
Существуют четыре уровня биологической охраны. Четвертый – наиболее высокий уровень, который может иметь структура. Такие лаборатории можно встретить только в самых развитых странах мира. В них исследуются оспа, сибирская язва и такие болезни, которые не могут вспыхнуть на территории их исследования. В лабораториях третьего уровня исследуются очень заразные болезни, которые встречаются часто. Лаборатории второго уровня обеспечивают защиту от заразных болезней, которые исследуются в лабораториях третьего уровня. И, наконец, структуры первого уровня – это лаборатории в образовательных учреждениях и университетах для исследований, проводимых студентами. Структуры второго и третьего уровней – это не лаборатории, которые могут быть вовлечены в создание более опасных патогенов, необходимых для программы биологического вооружения. Так что, они предназначены только для исследований и защиты.
- Для чего необходимо присутствие американского военного персонала в грузинской лаборатории?
-  Не думаю, что это военные, это лица, подконтрольные Министерству обороны США. В Соединенных Штатах это гражданская организация. DTRA – также гражданская структура под руководством Министерства обороны. В США Программу уменьшения всесторонних угроз (Comprehensive threat reduction program) регулирует Министерство обороны. DTRA имеет лаборатории с первоклассными технологиями в разных странах мира.
- Я хочу вернуться к распространенным сообщениям: свиной грипп, вспыхнувший не так давно в южнокавказском регионе, также связывают с существующей лабораторией. Говорят, именно откуда и произошла утечка вируса…
- Сомневаюсь, что именно это явилось причиной свиного гриппа. Этот вирус легко распространяется, и распространился он в разных странах. Да, были люди, которые утверждали, что этот грипп начался вследствие утечки вируса из американской лаборатории. Но это всего лишь молва, слухи, которые всегда появляются в таких случаях. Некоторые лица думают, что смерть 30 человек в Германии от бактерии E.coli является террористическим актом. Эти разговоры мы слышим всегда, но такие сведения не считаются достоверными.
- То есть, Вы уверены, что недоверие и все сомнения, связанные с лабораторией, открытой недавно в Грузии, безосновательны, и люди в регионе могут спать спокойно, ничего не боясь?
-  Однозначно да. Я бы, во всяком случае, не боялся. Могу только представить, что это своего рода страх, который появляется у человека всегда, когда он соприкасается с программой огромного масштаба. Это естественно. И в моей стране, и там, где я работаю – в Бельгии и Франции – было бы то же самое.
- А как Вы думаете, почему представители лаборатории не отвечают на наши вопросы? Так сказать, закрылись насмерть и не желают вступать ни в какие контакты…
- То же самое было бы в любой европейской стране. Спикеры должны работать в министерствах здравоохранения или обороны.
- Но не в лаборатории?
- Вопросы, которые Вы поднимаете, слишком политичны по своему характеру, поэтому сотрудники лаборатории не будут говорить. Нужны люди с политической ответственностью, которые работают в министерствах.
Скажу также, что Армения с опозданием присоединяется к программе, Соединенные Штаты ожидали одобрения договора со стороны Еревана раньше. Не знаю, в чем была причина задержки. Сейчас Армения тоже близка к тому, чтобы получить содействие для осуществления схожей программы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий