пятница, 13 апреля 2012 г.

На розы рука не поднимается?


Геополитические враги России долго и упорно возделывали благодатную почву в Грузии - Россия ничего этому не противопоставляла. Случай грузинской «бархатной революции» или «революции роз» показателен тем, что свергнутый американцами Эдуард Шеварднадзе всю свою жизнь работал на США, даже не пытаясь скрывать этого. В администрации Шеварднадзе активно работала группа советников по политическим и экономическим вопросам, которая была укомплектована в основном специалистами американских спецслужб.
Ещё будучи президентом, Шеварднадзе постоянно заявлял о стремлении Грузии стать членом НАТО, более того, задача по вступлению в НАТО была возведена им в ранг высшего национального интереса страны. Став президентом, Шеварднадзе отказался от услуг ФПС России по охране внешних границ Грузии, одновременно «с
удовлетворением» приняв инициированную США программу помощи в создании системы таможенного и пограничного контроля, при этом сумма инвестиций в данный проект со стороны США составила 17 млн. долл.

На словах поддерживая действия России по борьбе с террористическими формированиями в Чечне, Шеварднадзе оказывал скрытую поддержку лидерам чеченских сепаратистов. Через горные перевалы на чеченском участке российско-грузинской границы проходили основные караванные маршруты, по которым в Чечню поступало оружие, боеприпасы, снаряжение, а обратно - раненые боевики, которых через Грузию и Азербайджан отправляли на лечение в Турцию, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны Ближнего Востока.

О позиции Шеварднадзе по чеченской проблеме свидетельствует и информация о конфиденциальных переговорах его представителей с Масхадовым. Грузия намеревалась предоставить последнему «политическое убежище» и содействовать в налаживании работы «чеченского правительства в изгнании».

При этом попытки российской стороны заключить соглашения о взаимодействии по ситуации в Чечне с грузинскими спецслужбами адекватной поддержки не получили. Яркий пример тому - отказ Тбилиси в содействии российскому пограничному ведомству и МО по прикрытию чеченского участка российско-грузинской границы и откровенный срыв грузинской стороной визитов министра обороны РФ Сергеева и директора ФПС РФ Тоцкого в Тбилиси в начале ноября 1999 года.

Известно, что в администрации Шеварднадзе активно работала группа советников по политическим и экономическим вопросам, которая была укомплектована в основном специалистами американских спецслужб. Информация об этом всплыла в августе 1993 года, когда под Тбилиси одиночным выстрелом был убит 45-летний американец Фред Вудрофф, являвшийся иностранным советником главы Грузии. Тогда выяснилось, что американец являлся кадровым офицером Центрального разведывательного управления США. Канадская газета «Торонто Стар» 16 августа 1993 г. под заголовком «Смерть агента выявляет экзотические связи разведки» сообщила подробности этой сенсации: впервые правительством США не отрицается, что убитый действительно являлся агентом разведки и что он, находясь в чужой стране, выполнял задание ЦРУ. Не удивительно - ведь на дворе был 1993 год, и данный факт мало кого мог заинтересовать. В самой России ситуация была приблизительно такой же – только у нас ЦРУ не могло себе позволить ставить на высокие посты американцев и ему приходилось обходиться агентами российского происхождения.

Что касается фигуры Михаила Саакашвили, то она также теснейшим образом связана с сетями американского влияния. Начать при этом нужно с самого начала: к поступлению Саакашвили в Киевский Институт Международных Отношений приложил руку тогдашний заместитель главы украинского МИДа Геннадий Удовенко – приятель дяди будущего революционера.

О Геннадии Удовенко стоит сказать несколько подробнее. Он родился в 1931 году, на МИДовской работе - с 1959 г. В 1965-71 гг. состоялась его первая командировка в ООН. В 1980-85 гг. Удовенко занимает должность заместителя министра иностранных дел Украины, с 1980-го по 1992-й является полпредом Украины в ООН. В 1992-94 гг. – посол в Польше, в 1994-98 гг. – глава МИД Украины и, одновременно, в 1997-98 гг. – президент 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В 1999 году (после загадочной гибели в автокатастрофе вождя националистов В. Чорновила) Удовенко возглавил Народный Рух Украины, весной 2003 года передал бразды правления Борису Тарасюку. На выборах 2002 года Удовенко – № 3 в списке блока В. Ющенко «Наша Украина». Таким образом, вернувшись на родину после 12 лет работы в Нью-Йорке, этот МИДовский аппаратчик неожиданно превратился в вождя украинских националистов, а чуть позже оказался в ближайшем окружении Виктора Ющенко.

Этот человек сыграл важную роль и в заграничном периоде жизни Михаила Саакашвили, обеспечив ему грантовое обучение в Международном Институте по правам человека в Страсбурге (Франция).

В 1993 году, едва получив диплом Страсбургского института, Саакашвили удостоился стипендии Конгресса США на обучение в Колумбийском университете (Нью-Йорк), где получил в 1994 г. степень магистра права. Следует отметить, что ранее в этом вузе, имеющем дурную славу вербовочной базы американского ЦРУ, прошли подготовку такие знатные советские «кроты», как Александр Яковлев и Олег Калугин. Далее – в 1995 году Саакашвили получил степень доктора в Университете Дж. Вашингтона (Вашингтон, округ Колумбия), затем стажировался в Академии европейского права во Флоренции и в Гаагской академии международного права (Голландия).

На Западе нашёл Саакашвили и жену – Сандру Рулофс (она же Сандра Эдуардовна Рулофски или Руловски). Во всех официальных биографиях супругу Саакашвили почему-то называют голландкой, хотя голландским у нее является только базовое гражданство – ее отец мигрировал в Голландию из Чехии, будучи евреем, мать по одним данным – еврейка польская, по другим – местная, голландская.

После обучения Саакашвили трудоустроился сначала в Норвежский институт прав человека в Осло, а потом перебрался ближе к дяде в Нью-Йорк, где был мелким клерком в штате юридической фирмы «Patterson, Belknap, Webb & Tyler». Стоит подробнее рассказать об этой конторе. «Patterson, Belknap, Webb & Tyler» давно и успешно специализируются на правовом обеспечении деятельности солидных американских компаний в так называемых «рисковых» странах. Контора работала едва ли не во всех «горячих точках» современного мира - от Сьерра-Леоне и Заира в Африке до Узбекистана и Туркмении в Азии.

Пользуясь солидным юридическим прикрытием и американскими паспортами, многие руководители «Patterson» специализировались на юридическом сопровождении игорного бизнеса и различных спортивных тотализаторов. С их помощью в американском Лас-Вегасе «отмывались» капиталы ни одного десятка российских и СНГ-шных олигархов.

Последним «подвигом» «Patterson» в России стала осуществленная под их юридическим прикрытием в 2002-2003 гг. реорганизация холдинга ОАО «Связьинвест», в нарушение ряда российских (и даже американских) законов раздробленного на 72 региональных оператора связи, объединенных в семь межрегиональных компаний. В результате российский бюджет недополучил налогов на несколько десятков миллионов долларов, а большинство акций всех семи региональных операторов перекочевало в американский банк «J.P. Morgan». Не менее сомнительные проекты проворачивала компания в Казахстане, где ее офис был открыт еще в советские времена, в 1988 году.

За все проекты «Patterson» в постсоветских странах отвечает некто Роберт Скотт Хортон. Именно он взял под свое крыло юного юриста-международника Саакашвили. О влиятельности и обширных связях Хортона, который любит прихвастнуть, что ногой открывает двери в президентские дворцы дюжины государств, говорит следующий факт: именно ему было доверено руководить одной из секций «Евразийского экономического форума-2000», прошедшего с большой помпой в столице Казахстана Астане.

Крайне интересен и тот факт, что чуть позже Роберт Хортон выступал в роли официального адвоката бежавшего в США майора Службы безопасности Украины Николая Мельниченко, который вывез и передал своим новым хозяевам якобы аудио-стенограммы секретных совещаний у Кучмы. Хортон ловко «отмазал» Мельниченко от украинского правосудия и придал вес скандалу.

«Patterson» давно и плотно связаны с интересами ряда американских бизнесменов, «играющих» на рынках постсоветских государств, прежде всего - с маститым филантропом Дж. Соросом. Отсюда понятно, почему именно «солидная» «Patterson, Belknap, Webb & Tyler» явилась юридическим партнером первоисточника грузинской «бархатной революции» – движения «Кмара» («Довольно»), которое и привело к власти в Грузии скромного помощника Р. С. Хортона – Михаила Саакашвили.

Широкая «национал-либеральная» коалиция и радикальное молодёжное движение «Кмара» были сформированы в Грузии по образцу «бархатной революции» 2000 года в Югославии.

Сразу же после победы Саакашвили в прессу попал черновик заявки на грант, озаглавленный «Кмара-03, Кампания за свободные и справедливые выборы». В нем говорится, что OSGF (Open Society - Georgia Foundation), то есть грузинский фонд Сороса, в преддверие парламентских выборов 2003 года планирует оказать материальную поддержку «Кмаре» и международному обществу справедливых выборов (ISFED). В задачи «Кмары» входила мобилизация избирателей (программа «Иди на выборы»), задача второй организации - мониторинг выборов. Проект предусматривал и создание компьютерных списков избирателей. На это дело было выделено 300 тысяч долларов.

Документ представляет собой не окончательный вариант, поэтому бюджет некоторых программ не расписан, их суммарная стоимость в точности неизвестна. Проект уличных акций стоил 3 млн. 310 тыс. долларов. В документе подробно перечислены методы гражданского неповиновения, специально оговаривается, что все это - ненасильственные методы, но грань здесь очень зыбкая. К каким, например, методам отнести «возведение баррикад» или «уничтожение частной собственности»? Есть там и «захват земель ненасильственными методами». Среди прочего - «насмешки над выборами», «снятие одежды догола в знак протеста», «грубые жесты», «насмешки над должностными лицами», «демонстративные похороны», «политический траур» и даже «ненасильственное преследование». Одна только разрисовка городских скверов стоила 3300 долларов. Печать и распространение брошюр, постеров с лозунгами «Кмары», символы, флаги, майки, кепки «Кмары», теле- и радио-реклама с призывами к населению принять участие в акциях - это еще 173 тысячи долларов.

Всё это было необходимо для организации кампании неповиновения действующей власти и давления на нее на всех уровнях. Здесь и забастовки всех видов, голодовки, «оккупация ненасильственными методами», «представление поддельных документов», «блокирование информационных линий», «снятие указателей», «бойкот выборов», «отказ от уплаты налогов», «отказ от должности и работы с правительством». В списке есть и такой метод, как «восстание». Мобилизация населения в целом прошла успешно. А вот к исполнителям проекта создания списков избирателей возникло много вопросов. Как известно, именно неверные списки стали причиной политического кризиса в ноябре 2003 года. Видимо, кому-то было выгодно, чтобы избиратели пришли на участки и в массе своей не обнаружили себя в списках. Известно лишь, что новое руководство высоко оценило заслуги исполнительного директора фонда Сороса в Грузии Кахи Ломая перед революцией, назначив его министром образования.
 Столь развязное и хамское поведение, которое позволяет себе Михаил Саакашвили, возможно только в условиях абсолютного вакуума содержательной и осмысленной российской политики.
В результате нескольких десятилетий правления Гамсахурдии-Шеварднадзе-Саакашвили в Грузии сформирована абсолютно русофобская и ориентированная на Запад государственная элита. Однако не менее ярким, чем нелюбовь к России, качеством грузинской элиты является её продажность. Эта её особенность открывает широкие возможности для изменения соотношения сил в Закавказье в пользу России. Главной же проблемой политики России в данном регионе по-прежнему остаётся отсутствие какой-либо политики вообще.

Наиболее перспективными рычагами воздействия на Грузию со стороны России на данный момент являются, во первых, контакты с Грузинской Православной Церковью. 84 % населения Грузии – православные христиане, Грузинская Православная Церковь имеет большой авторитет в закавказской республике. Тем не менее, в последние годы в стране стали происходить странные вещи. Так, летом прошлого года грузинские спецподразделения неожиданно напали на православный монастырь в селе Чардахи Дманисского района. В связи с этим настоятель монастырского комплекса отец Зенон Иараджули обвинил грузинский спецназ в проведении незаконного обыска на территории монастырского комплекса, который напоминал «настоящий погром». Он отметил, что «спецназовцы мотивировали свои действия тем, что ищут лиц, находящихся в розыске и возможно скрывшихся в монастыре». Как подчеркнул священнослужитель, «полиция никого не нашла, так как на территории монастырского комплекса никогда не скрывались разыскиваемые или подозреваемые лица», и «ушла, даже не извинившись».

Не исключено, что это нападение было связано с планами Саакашвили по дискредитации и расколу Грузинской Православной Церкви, о чем, в частности, заявил бывший министр обороны Окруашвили. Попытки дискредитации отдельных иерархов Грузинской Церкви предпринимаются уже давно. Не успел Саакашвили еще как следует привыкнуть к своему президентскому креслу, как в Тбилиси «неожиданно» разразился «церковный скандал». 4 июня 2004 года в эфире «Ночного Курьера» прозвучало «специальное заявление» по поводу якобы действующей в Грузинской Православной Церкви «российской пятой колонны, состоящей из нескольких церковников».

На следующий день группа грузинских «правозащитников» и священнослужителей поспешили развить эту тему и провели в Институте свободы срочную пресс-конференцию, в ходе которой обвинили грузинское священноначалие в «полном беспределе» и «продажности России». Участники пресс-конференции заявили, что духовная деятельность митрополита Руис-Урбнисского Иова (Аркошвили), митрополита Алавердского Давида (Махарадзе), настоятеля церкви Св. Николая Виссариона (Менабде), настоятеля Авчалинской церкви Св. Кетевана Георгия Размадзе, представителя Грузинской Патриархии Шорена Тетруашвили и многих других «носит антигрузинский и антинациональный характер», а сами они являются «теми лицами, которые выполняют в Грузии задания российских спецслужб». Очевидно, недовольные постоянными миротворческими инициативами Грузинской Православной Церкви, которая не раз устами своего главы призывала Тбилиси наладить добрососедские отношения с Россией, т. н. «правозащитники», поддерживаемые грузинским властями, развернули в Грузии настоящую антицерковную кампанию, беспардонно обвинив архиереев ГПЦ в «изоляции Церкви от народа» и «давлении на Католикоса-Патриарха Илию II».

Оказавшись в тяжелых условиях, священноначалие Грузинской Православной Церкви тем не менее не пошло на поводу у грузинских властей и не отказалось от своей пророссийской ориентации. Так, 1 марта 2007 года в столицу России по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прибыла делегация ГПЦ во главе с Блаженнейшим Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II. Этот дружественный визит Патриарха Илии в Россию проходил на фоне роста напряженности в государственных отношениях между Москвой и Тбилиси и являлся, по сути, знаковым. Однако, политическое руководство Грузии все время пытается использовать «религиозный фактор» для решения своих политических проблем: в апреле 2007 года Патриарх Илия II посетил зону грузино-осетинского конфликта и освятил в селе Тамарашени Цхинвальского региона фундамент храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По словам Патриарха Илии, «строительство этого храма должно стать концом вражды между грузинами и осетинами». Однако в этой поездке по настоянию грузинских властей Патриарха сопровождали представители марионеточного осетинского правительства во главе с так называемым «президентом Южной Осетии» Дмитрием Санакоевым, что не могло не вызвать бурного негодования со стороны руководства Республики Южная Осетия. Так что вполне вероятно, что план раскола Грузинской Церкви действительно существует. Во всяком случае, только так Саакашвили сможет использовать т. н. «церковный ресурс» на все сто процентов. Задача же России – воспользоваться этим готовым плацдармом для наращивания своего влияния в Грузии.

Вторым эффективным способом воздействия на внутриполитическую ситуацию в Грузии могло бы стать налаживание связей с династией Багратиони – Мухранели. Восстановление монархии является одним из вероятных сценариев развития грузинской политической системы. Учитывая, что предложение патриарха Илии было сразу же поддержано председателем парламента Грузии, американской ставленницей Нино Бурджанадзе, Запад вполне благожелательно относится к такому варианту и уже готовит для него собственную почву. Именно сейчас, когда перспективы данного сценария неясны, самое время установить контакты с представителями грузинской наследной династии, любыми доступными инструментами ориентировав их на сотрудничество с нашей страной.

Эффективным способом участия в грузинской политике остаётся коррумпирование элит. Именно тотальная коррумпированность грузинских элит позволяет американцам столь ловко манипулировать грузинской политикой. Ничто не мешает и России начать использовать данный механизм влияния.

Главным средством воздействия, несомненно, остаётся создание сетевых структур, подрывающих национальную идентичность грузин. В качестве таких структур могут выступать любые сообщества, подрывающие грузинскую идентичность – любого рода секты, субкультуры, политические и религиозные течения – все они, контролируемые из России, в нужный момент сыграют свою важную роль. Однако, приоритет должен быть отдан формированию евразийской социальной идентичности, евразийского, т. е. ориентированного на Россию общественно-политического дискурса.

Поддержка пророссийски ориентированных сил в Грузии (прежде всего, через МЕД). Помимо национальных меньшинств, приоритетная ориентация на которые уже показала свою неэффективность (и даже вред, т. к. ассоциация пророссийских сил с сепаратизмом только на руку американским ставленникам), в Грузии существует мощный пласт пророссийски и евразийски ориентированных сил, отсутствие какой-либо поддержки которых со стороны России позволило американцам на данный момент полностью вывести их из политического пространства Грузии. Однако большинство существовавших евразийских сетей на территории Грузии сохранены и готовы к работе против американского влияния в данном регионе на благо евразийской Грузии.

Все эти меры в совокупности будут крайне эффективны, однако принципиальным на данный момент остаётся вопрос не столько о конкретной тактике, сколько о наличии самого решения что-либо предпринимать в отношении Грузии, поскольку столь развязное и хамское поведение, которое позволяет себе Михаил Саакашвили, возможно только в условиях абсолютного вакуума содержательной и осмысленной российской политики.

Павел Канищев

Опубликовано - 2007-12-16

Комментариев нет:

Отправить комментарий