четверг, 13 сентября 2012 г.

Трансформация музея Сталина в музей сталинизма и существование музея советской оккупации отражают развитие грузинского национализма.


В октябре 2012 года в Грузии пройдут парламентские выборы. Нет, Иосиф Виссарионович Джугашвили, более известный под именем Иосифа Сталина, в них участвовать не будет. В Гори ― его родном городе ― музей Сталина, созданный в его славу,
расположен прямо между местными отделениями двух главных политических сил в стране: «Грузинской мечты», возглавляемой мультимиллиардером Бидзиной Иванишвили, и «Единого Национального Движения» нынешнего президента Михаила Саакашвили.

У входа в музей панно кратко иллюстрирует информацию, предоставленную министром культуры в апреле: с положительным образом диктатора покончено. В музее отныне будут демонстрироваться ужасы сталинизма, он будет переименован в Музей сталинизма. В оправдание этого решения на панно воспроизведена часть декларации Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) о воссоединении разделенной Европы, которая была принята летом 2009 года:

«В XX веке страны Европы пережили два мощнейших тоталитарных режима — нацистский и сталинистский, во время которых имел место геноцид, нарушались права и свободы человека, совершались военные преступления и преступления против человечности».

Далее кратко и без логического объяснения написано, что сталинизм является причиной смерти миллионов людей, но что музей Сталина был создан другим советским грузином Лаврентием Берия в 1937 году, когда чистки достигли своего апогея. Официальное послание заканчивается сообщением о преобразовании этого места в музей сталинизма, «который через важнейшие моменты тщательно и беспристрастно расскажет историю сталинизма».

К сожалению, сегодня это панно является единственным признаком изменений в музее. Ученый из тбилисского университета Тимоти Блаувельт настроен скептически:

«Переименование музея кажется мне довольно поверхностным решением. Идея заключалась в том, чтобы он остался тем же, как своего рода «музей в музее». Но мне кажется, что команда музея не в состоянии понять идею...»

Маленький зал, посвященный репрессиям

Из экскурсии вы не узнаете ничего нового, это все же тур во славу «отца народов». Возможно, вы не этого знаете, но Соссо, как звали его в юные годы, подростком писал стихи, его родители хотели, чтобы он стал священником...

Музей обязывает, выставлены многие его личные вещи: одежда, подарки иностранных друзей, реконструкция его кабинета, и даже одна из девяти копий металлической маски, изготовленной в соответствии с его пожеланиями, после его смерти. Короче говоря, от начала и до конца жизнь Иосифа Сталина, вы узнаете и увидите все о Соссо.

Все? Нет ... Часть держится в секрете. Это не зря музей Сталина.

Репрессии, голод, миллионы смертей. Об этом ничего, лишь наскоро обустроенный небольшой зал, посвященный репрессиям. Зал, скорее коридор, с мутными фотографиями (для создания атмосферы) железной дороги и тюремной камеры. Зал кажется оборудованным столько непродуманно, что руководство музея решило, что это хорошей идеей будет поместить там несколько фотографий русско-грузинского конфликта 2008 года.

Событие, которое связано с другой теневой зоной: после смерти Сталина не сочли нужным убрать его 14-метровый памятник, возвышающийся над Гори. А потом, в один из вечеров 2010 года, с наступлением темноты ― и, как говорят, вопреки общему мнению населения города ― памятник был свергнут.

Он должен был быть перенесен в музей... Этого сделано не было. Перед домом, где провел детство диктатор, можно увидеть место, где стоял памятник, но говорить об этом публично работникам музея, кажется, запрещено. Источник, близкий к администрации, все же высказывается:

«Неизвестно, где он находится. Однажды нам сказали, что он вернется сюда, в музей. А на другой день нам сказали, что этого не случится».

Загадка вокруг эволюции музея

Эта загадка со статуей сопоставима, в более широком смысле, с эволюцией Музея сталинизма, о которой дирекция не располагает никакой информацией.

По меньшей мере, странно, что основные заинтересованные лица не поставлены в известность министерством культуры. После того, как мы связались непосредственно с министерством, языки развязываются, но все происходит не так, как можно было ожидать. Вместо того чтобы согласиться на интервью, чиновник министерства отсылает, для получения дополнительной информации, к депутату от правящей партии грузинского парламента Георгию Канделаки, который, как кажется, многое об этом знает:

«Это будет эволюция в два этапа. Поначалу изменятся только организованные экскурсии, благодаря новым текстам, написанным специалистами. Каждый гид должен будет цитировать то, что говорилось ранее, чтобы сделать изменения очевидными для посетителей. А потом, в долгосрочной перспективе, будет создан Фонд Музея сталинизма, с международной командой, которая будет отвечать за разработку концепции новой экспозиции».

И Канделаки ставит амбициозную цель:

«Желание ― иметь музей сталинизма, эквивалентный музею Холокоста».

Нынешнее содержимое музея не будет предано забвению, поскольку является частью грузинской истории. «Здание достаточно большое, чтобы сохранить экспозицию для открытого доступа в углу здания», ― уточняет депутат. В настоящее время никакого плана нет. Что же касается статуи, он говорит, что в любом «она не будет вновь выстановлена в музее».

«Население знает, что он был тираном»

Эта трансформация музея представляет собой осуществление националистической стратегии в Грузии: для усиления национализма найти национальную историю и достойного врага. Демонизировать Сталина и сталинизм, чтобы подчеркнуть концепцию советской оккупации с 1921 по 1991 и поддержать процесс укрепления Грузии как нации.

Александр Маршал, специалист по Кавказу из университета Глазго, говорит, что грузины уже знают все, что нужно знать о Сталине:

«Население очень хорошо знает, что он был тираном, совершившим многочисленные преступления, но он так модернизировал страну, что это позволило ему избежать поражения во Второй мировой войне. Население также знает, что многие оппозиционеры-националисты вовсе не были демократами».

Ученый подчеркивает:

«Я думаю, что обычные люди лучше понимают сложность Сталина и сталинизма, чем те, кто выступают в средствах массовой информации, чем западные аналитические центры, и даже лучше, чем некоторые ученые!»

Тем не менее, хотя грузины знают свою недавнюю историю, правительство по-прежнему настойчиво стремится доказать: Сталин и сталинизм ― это оккупация Грузии и гибель 800.000 грузин. Достаточно посетить музей советской оккупации, чтобы это увидеть. Открытая в 2006 году, экспозиция не вдается в подробности: советская оккупация была кошмаром для Грузии, а соотечественник Сталин не сделал ничего, чтобы помочь своей стране.

Позиция, с которой борется Тимоти Блаувельт:

«В иерархической этнически определенной системе, где вы соревнуетесь с другими народами, большими и малыми, наличие своего человека на вершине не может не быть предметом гордости и, в определенной степени, это продолжается и сегодня. Сталинская идеологическая мобилизация причудливо слилась в Грузии с местным национализмом. После событий марта 1956 [реального начала десталинизации ― прим. ред.], этот национализм преобразовался в форму, направленную против советского режима».

Для ученого тот факт, что Грузия сильно пострадала во время сталинской эпохи и особенно во время чисток, не «вступает в противоречие» с тем, что «ей также благоприятствовали».

Ситуация в Абхазии и Южной Осетии

Как бы то ни было, сегодня ясно, что история используется в политических целях против вечного друга или врага ― смотря по ситуации, ― России. И это начинается еще в школе. «Правительство сделало обязательным просмотр в средней школе исторического документального эстонского фильма «The Soviet Story», карикатурного и антирусского», ― говорит Тимоти Блаувельт.

Другие факты иллюстрируют это антирусское поведение, тем не менее, понятное, учитывая ситуацию в Абхазии и Южной Осетии. В музее Сталина в Гори есть уже упоминавшиеся фотографии конфликта 2008 года, а на улицах Тбилиси продаются почтовые открытки «Stop Russia».

Или же заключительный этап, который посетитель увидит при осмотре музея советской оккупации, уже подвергшегося критике за антирусскую направленность во время его открытия. Особый этап, на закуску, вроде фотографий конфликта 2008 года в музее Сталина.

Вы поймете, этот последний этап уже не относится к советской оккупации. Речь о карте страны, на которой можно увидеть Абхазию и Южную Осетию, оккупированные территории, закрашенные красным. И надпись на карте: «Грузия: оккупация продолжается».

Это комментарий к статье: - le_doux_reveur 4.09.2012
Славный демократ (получивший образование в США), который в настоящее время исполняет обязанности президента, уже делал попытку развенчать миф об отце народов, представив его этническим осетином (а значит не настоящим грузином), чтобы объяснить все, что он заставил их вытерпеть.

Источник - тут

Комментариев нет:

Отправить комментарий