суббота, 14 июля 2012 г.

Ракеты, компроматы и террористы


Лех Качинский не хотел раскрыть вторую часть таинственного доклада Мацеревича, потому что его шантажировал Государственный трибунал из-за риска для безопасности Польши в связи с военной помощью Грузии? Такой вопрос возникает в связи с тайной продажей польских ракет на Кавказ и её политическими последствиями.


В этой истории есть всё, что должен содержать сценарий политического триллера: секретные агенты, разведки нескольких государств, арабские террористы, торговля оружием и закулисные игры на вершине власти. Есть также неожиданный финал: смерть одного из героев в смоленской катастрофе, таинственное исчезновение второго и дипломатичное молчание третьего. И поразительная «амнезия» у всех, кто на каком-либо этапе соприкоснулся с этим делом. «Ангора» раскрывает подоплёку одной из самых интересных и вместе с тем самых загадочных политических операций последних лет.


Знаю, но не скажу.

Лето 2006 года. Лех Качинский подписывает закон о новых армейских службах. Создаются две комиссии Военных информационных служб (WSI): ликвидационная и аттестационная. Председатель второй из этих комиссий - Антоний Мацеревич - отправляет Леху Качинскому доклад о проделанной работе. Документ рассекречивают и публикуют в Законодательном вестнике. Это вызывает бурю. Работа комиссии не прекращается. И осенью 2007 года Мацеревич передаёт президенту вторую часть доклада - знаменитое приложение. Однако на этот раз Лех Качинский не решается его рассекретить. - Опубликовать приложение к докладу о Военных информационных службах не позволяли формальные соображения, - говорит Марек Сурмач, в 2007-2010 годах советник Леха Качинского по вопросам безопасности. Вот только формальные соображения не помешали президенту за полгода до этого рассекретить первую часть доклада. А потому существуют две возможности: или Лех Качинский вообще не хотел раскрывать тайн Военных информационных служб, потому что нашёл там информацию, направленную против людей из его политического окружения, или же хотел использовать этот документ для торга в политической игре. В политических кругах и в среде людей из секретных служб повсеместно распространено мнение, что Лех Качинский поставил решение о рассекречивании приложения к докладу из Военных информационных служб в зависимость от предвыборных рейтингов. Если бы вдруг начала резко расти поддержка его главного конкурента - Бронислава Коморовского, он мог бы принять решение о рассекречивании этого документа. Так как не является секретом (об этом неоднократно писала пресса), что Бронислав Коморовский - один из главных отрицательных героев этого документа. В свою очередь, по мнению наших собеседников из политических кругов и спецслужб, если бы Лех Качинский выборы выиграл (что было очень малоправдоподобно), он мог бы обнародовать приложение в 2011 году, чтобы пытаться скомпрометировать окружение Гражданской платформы и пытаться привести к победе группировку своего брата. Так или иначе, секретные документы польских спецслужб сделались элементом нынешней политической игры.

Переворот в горах.

Грузия, год 2003. После очередных сфальсифицированных выборов по внушению американской разведки в Тбилиси начинается «революция роз», которая приводит к свержению действующего президента Эдуарда Шеварднадзе. Власть переходит к оппозиции, лидер которой - 36-летний юрист Михаил Саакашвили - несколькими месяцами позже приводится к президентской присяге. Саакашвили начинает рыночные реформы, старается привлечь иностранных туристов и инвесторов, пытается восстановить управление и армию разорённой страны. Ему мешают в этом российские спецслужбы, которые не хотят выпустить Грузию из-под своего господства. Однако деятельность молодого президента напоминает движения сапёра на тикающей бомбе. Потому что два района Грузии пытаются отделиться: Южная Осетия старается стать частью России, а Абхазия - объявить независимость. Для грузин оба этих края имеют такое же значение, как для поляков Краков или Гнезно. Саакашвили знает, что не может допустить отделения. Но он также знает, что какой-либо вооружённый конфликт будет использован Россией в качестве предлога, чтобы вступить на землю Грузии. А потому Саакашвили начинает отчаянный поиск союзников. В первую очередь он рассчитывает на Леха Качинского, который разделяет его антироссийский курс. 15 апреля 2007 года по приглашению президента Грузии Качинский в первый раз приехал в Тбилиси. Саакашвили принял его очень любезно, угощал самым лучшим грузинским вином, заверял в дружбе между двумя народами. О чём разговаривали оба господина в кабинете президента Грузии? Официально - об установлении двусторонних отношений. Однако после этого визита Качинский начал хлопотать о принятии Грузии в НАТО и в Европейский Союз. Но не только.

Секретный доклад ЦРУ.

Весной 2007 года, сразу же после первого визита Леха Качинского в Тбилиси, грузинский парламент принял решение о создании на территории Южной Осетии особой территориальной единицы. В ответ осетинский президент Эдуард Кокойты объявил, что будет добиваться от Конституционного суда России признания Южной Осетии частью России. Это было уже слишком. Саакашвили в резких выражениях подверг Кокойты критике, однако, желая сохранить в глазах Запада имидж защитника демократии, он начал вести переговоры с осетинами. Ситуация с каждым днём становилась всё более напряжённой. Тем более что в спор включилась Россия. «ЦРУ передало Саакашвили аналитические данные, из которых следовало, что конфликт с Россией неизбежен», - говорит офицер Агентства разведки в отставке. «Из этих данных следовало, что русские будут подстрекать осетин, а потом используют их конфликт в качестве предлога, чтобы напасть на Грузию и свергнуть Саакашвили. Президент Грузии поделился этими опасениями с Лехом Качинским, а тот заверил, что Польша не оставит Грузию без помощи. А через какое-то время он выступил с предложением, что Польша может продать Грузии часть своих противовоздушных ракет «Гром». Саакашвили принял это предложение». С польcкой стороны лицом, ответственным за помощь Грузии в этом вопросе, стал советник президента Роберт Драба.

Польская техника.

Ракеты гром это одно из главных достижений польской оборонной промышленности. Они служат для того, чтобы сбивать военные самолёты противника. За последние годы их оснастили современной системой наведения (ракеты привлекает тепло, выпускаемое двигателями самолётов). Однако русские придумали систему, которая позволяла обмануть ракеты «Гром». - Мы эту систему у русских украли после многих лет шпионской операции, - говорит наш собеседник из Агентства разведки. - Система наведения в «Громах» была заново модернизирована, так что уже ни одна российская система не могла её обмануть. По этой причине в Грузии у польских ракет была огромная эффективность. Вдобавок нам удалось раздобыть систему кодов российских военно-воздушных сил, с помощью чего можно было определить местонахождение каждого российского самолёта в воздухе и узнать точный маршрут его полёта. Всё это гарантировало, что у «Громов» будет большая эффективность при стрельбе по российским самолётам.


Такие ракетные пусковые установки «Гром» мы продали Грузии.
Fot. East News


Связной из доклада Мацеревича.

Однако проблема была в том, что у Грузии не было денег, чтобы заплатить за ракеты. А потому офицер связи ПВО свёл в Тбилиси сотрудников Саакашвили с Эль-Ясиром - одним из главных торговцев оружием в мире. Эль-Ясир почувствовал в этом очень выгодную сделку. Он воспользовался своими контактами в арабских странах, чтобы достать деньги на закупку польских ракет. - Деньги на «Громы» происходили из нескольких богатых арабских государств в районе Персидского залива, - рассказывает наш собеседник из Агентства разведки. - Эль-Ясир объяснил им, что ракеты послужат для борьбы с российской армией, которая убивает мусульманское население в Чечне, что покупая «Громы», они помогут братьям-мусульманам, ведущим священную войну. И в рамках помощи моджахедам в Чечне богатые мусульманские страны согласились заплатить за польские ракеты. Сделка стоила несколько сотен миллионов долларов.

С уже обеспеченными финансовыми гарантиями Эль-Ясир приехал в Польшу. Здесь он встретился с Робертом Драбой и представил ему ситуацию. Потом они сели в правительственный самолёт Ту-154М с бортовым номером 101 (эта машина позже разбилась в Смоленске) и полетели в Грузию, чтобы завершить сделку. В результате Саакашвили подписал договор о закупке ракет «Гром». В соответствии с договором за это заплатили правительства арабских государств.

Дело тем более интересно, что Эль-Ясир ранее много лет был посредником в торговле оружием, организованной Военными информационными службами. Это было описано в упомянутом докладе Мацеревича, рассекреченном президентом в феврале 2007 года. Торговец был там представлен в очень невыгодном свете. А потому сложилась удивительная ситуация: негативно описываемый деятель, сотрудничающий с группировкой, которая для политического лагеря братьев Качинских была врагом номер один, через полгода с одобрения Леха Качинского и при соучастии его советника посредничал при продаже польского оружия Грузии и на этом озолотился.

Секретная подпись президента.

Когда деньги из арабских стран поступили польской стороне, Лех Качинский как верховный главнокомандующий Вооружённых сил РП подписал строго секретный приказ о передаче грузинской стороне «Громов». И действительно, несколькими днями позже ракеты были отправлены на Кавказ... тем самым правительственным «туполевым» с бортовым номером 101. Это, наверное, первый случай в истории, когда самолёт, предназначенный для перевозки первых лиц государства НАТО, использовался для секретной транспортировки противовоздушных ракет. Вместе с ракетами грузинской стороне передали добытые разведкой системы кодов, позволяющие определять местоположение российских военных самолётов. Однако президент, подписывая это решение, предоставил своим политическим противникам очень серьёзный материал против себя. - У каждого государства НАТО зарезервирована часть каждого вида вооружений, в том числе противовоздушных ракет, на случай войны, - объясняет наш собеседник из разведки. - Эти запасы никогда нельзя распродавать. А часть «Громов», отправленных в Грузию, происходила именно из резервов на случай войны. Даже среди тех сотрудников спецслужб, которых приняли на работу во времена ПиС, господствовало мнение, что это было решение, как минимум тянущее на государственную измену. А потому из этого следует, что если бы летом 2007 года воздушный флот какого-нибудь государства захотел атаковать Польшу, у нас не было бы ракет для противовоздушной обороны и чужие бомбардировщики спокойно могли бы бомбить польские города сколько им заблагорассудится. Само же решение Леха Качинского соответствовало бы закону, если бы не распространялось на ракеты, отложенные на случай войны, и секретные коды и системы наведения, добытые разведкой. - Ни одна разведка мира не раскрывает и не продаёт того, что за много лет добыла в другой стране, особенно если это касается таких чувствительных данных, как военные технологии, - говорит генерал Громослав Чемпинский - многолетний руководитель польской разведки. Наши собеседники обращают внимание на то, что российские спецслужбы много лет проникали в структуры грузинской армии и администрации и у них была там многочисленная агентура. А потому был риск, что таким образом они узнают об операции польской разведки.

Раскрытые тайны.

Эффективность польских ракет подтвердилась летом 2008 года, когда сбылись прогнозы ЦРУ и в Грузии произошла война, вызванная интервенцией российской армии (это было следствием входа грузинских войск в мятежную Южную Осетию). Грузины воспользовались «Громами» и по российским самолётам стреляли как по уткам. В первые дни войны польские ракеты показали более 95 процентов эффективности. Однако секретный польско-грузинский договор выплыл наружу очень быстро. Ещё в середине августа русские перехватили в засаде 65 бронемашин грузинской армии, среди которых были транспортёры с ракетами «Гром». Тогда они их исследовали и быстро сообразили, кто эти ракеты поставлял в Грузию, - говорит офицер польской разведки. Впрочем, они это подозревали ещё раньше, потому что агентура, находящаяся в польской оборонной промышленности, информировала, что летом 2007 года неожиданно начали изготавливать новые ракеты «Гром». Но тогда русские могли только догадываться. В августе 2008 они уже получили доказательства против Польши. Как отмечает наш собеседник, исследуя ракеты «Гром», российские спецслужбы поняли, что поляки завладели их авиационными кодами и системами наведения. И сразу же эти системы изменили. И результаты многолетней операции польской разведки в России пошли прахом.

Война компроматов.

После выборов в 2007 году дело о продаже ракет Грузии изучалось и Комиссией Сейма по вопросам специальных служб, и новым руководством специальных служб. Новые руководители спецслужб моментально сообразили, что президент, продавая ракеты, происходящие также из запасов на случай войны, подверг серьёзному риску безопасность государства и должен за это ответить перед Государственным трибуналом. - А потому возникла атмосфера взаимного шантажа, - говорит офицер Агентства внутренней безопасности (ABW). - Президент не раскрывал документов Военных информационных служб, невыгодных для правительства, а правительство не вытаскивало на свет дело Грузии, невыгодное для президента. Качинский вероятно знал, что в случае возможной конфронтации он должен был бы потерпеть поражение. Потому что рассекречивание документов Военных информационных служб могло бы вызвать скандал нравственного характера. А передача прокуратуре материалов на тему продажи ракет могла бы привести для Леха Качинского к последствиям, влекущим уголовную ответственность. Наверняка уже не приведёт. Качинский погиб 10.04.2010 года в Смоленске, а двумя неделями позже погиб торговец Эль-Ясир (последний раз его видели в Пакистане в апреле 2010 года). Михаил Саакашвили никогда не высказывался на тему дела ракет. А все, кто хоть частично знает об этой сделке, как воды в рот набрали.

Перевод - Усадьба Урсы

Комментариев нет:

Отправить комментарий