среда, 6 июня 2012 г.

Впервые: К-3. Покорение полюса


В исторический поход на покорение Северного полюса «малахитовая лодка» отправилась 10 июля 1962 года, в разгар короткого северного лета.

Плавание началось с сюрприза. На борту корабля объявился «заяц». Один из матросов, отправленный на базу перед походом, не пожелал оставить корабль и спрятался в отсеке. Уж очень хотелось парню побывать на полюсе.

По другой версии матрос не входил в состав экипажа, а был временно прикомандирован для выполнения работ, и попросту прозевал команду «не идущим в поход сойти на берег», объявленную по корабельной трансляции.

Матроса Владимира Резника конечно обнаружили и пожурили, но возвращаться обратно, естественно, не стали и продолжили поход с неучтенным членом экипажа на борту.

Не обошли лодку стороной и технические неприятности. Но экипаж сумел с ними справиться, и 17 июля корабль достиг Северного полюса.

На подходе к полюсу, в честь грандиозного события, командир распорядился выдать экипажу во время завтрака по стакану сухого вина. Объявление по трансляции о прохождении лодкой географической точки моряки встретили громким «ура».


Подыскав подходящую полынью, лодка всплыла на поверхность. Команда была «уволена на берег», где офицеры и матросы установили советский флаг, и даже сыграли в футбол.

В планах похода было еще одно всплытие — в полынью, пробитую взрывами торпед. Но руководитель похода, обратившийся по радио за разрешением, получил отказ и приказ возвращаться в базу Иоканьга с максимально возможной скоростью.

На пределе технических возможностей корабля приказ был выполнен практически в срок. Через двое суток после получения приказа, к исходу 20 июля лодка вернулась.

Возвращения лодки в Иоканьге дожидался Н.С. Хрущев. Свободных от вахты подводников собрали в спортивном зале, куда прибыли члены правительства, во главе с Хрущевым, командование флота и вооруженных сил.


Был зачитан Указ Президиума Верховного совета о награждении всего экипажа, Н.С. Хрущев лично вручил ордена и медали. О матросе Резнике в указе не было ни слова, ведь по документам, его не было в походе.


На торжественный обед, накрытый на эсминце, пригласили трех новоиспеченных Героев Советского Союза, руководителя похода — контр-адмирала А.И.Петелина, командира К-3 капитана 2 ранга Л.М. Жильцов и инженер-капитан 2 ранга Р.А.Тимофеева, командира электромеханической боевой части.

На обеде Л.М.Жильцов доложил руководителю государства о «полярном зайце», который в походе вел себя достойно. Развеселившись, Никита Сергеевич обратился к своему помощнику Шуйскому: «Ну что, боярин, лишняя медалька-то найдется у тебя?» В результате награду, медаль «За отвагу» получил и Владимир Резник.

После исторического похода К-3 верой и правдой отслужила еще четверть века, служила бы и дальше – но в строй вступили более совершенные корабли, и 17 октября 1987 года лодку вывели из боевого состава ВМФ.

В 2002 году К-3, именуемую к этому времени уже как Б-3, отбуксировали в г. Полярный, чтобы «распилить на иголки». Но в последующем было принято решение о создании на базе первого советского атомохода музея. Когда оно будет выполнено – неизвестно…

Источник - Сдесь


Комментариев нет:

Отправить комментарий