воскресенье, 29 апреля 2012 г.
Войти в Сирию через Ирак?
Ценой тысяч жизней военных и силовиков правительство Сирии научилось эффективно противостоять вооруженным наемникам-«революционерам». «Ливийский урок» усвоен руководством страны. Все попытки создать «революционные анклавы и буферные повстанческие зоны» пресекаются. Не помогают «революционерам» ни диверсии, ни теракты. Сколько бы оружия и снаряжения не поступало бы «повстанцам» извне, ситуация в Сирии обрела внешние черты статичности.
От безысходности на прошлой неделе руководство СНС открыто призвало про¬вести меж¬ду¬на¬родную агрессию против своей страны, скромно назвав ее «военной опе¬рацией». Практически это воззвание к США как самому последовательному противнику Асада, сделать хоть что-то для «свержения диктатора».
Но, хотя «дрова для пожара революции» вокруг Сирии разложены, поджечь их по «ливийскому сценарию» не получается. Сами США из политических соображений не могут прямо участвовать в агрессии, а их ближневосточные союзники не спешат сделать за них эту работу.
Иордания, несмотря на обработку монархиями Залива и находящихся на «реабилитации» в стране тысяч бывших «ливийских повстанцев», не решается явно конфликтовать с соседом. Лишь Турция сохраняет активность в поддержке сирийских повстанцев и боевиков СНС. Но эта поддержка более моральная, чем практическая. Ведь для Анкары прямая агрессия против Сирии может, как и в 2003 году в ситуации с участием Турции в Иракской войне, не только не получить поддержки парламента, но и поставить под угрозу власть в стране Эрдогана и его партии. Сирийские курды продолжают занимать выжидательную позицию, не доверяя братьям-мусульманам и салафитам. Также велика вероятность того, что активный сторонник свержения Асада Саркози уступит президентский пост оппоненту социалисту Олланду. И неизвестно, будет ли Франция при новом Президенте так же рьяно поддерживать «сирийскую оппозицию». Кроме того, надо учитывать наличие в Сирии наблюдателей ООН, которые могут свидетельствовать не только о «зверствах режима Асада», но и о «террористических атаках и диверсиях вооруженных оппозиционеров» против мирных граждан.
Бесспорно одно, США продолжают желать свержения Асада и прилагают к этому все усилия. Исчерпал ли Вашингтон все возможности дестабилизации ситуации в Сирии? Вероятно – нет, и в этом русле стоит внимательнее взглянуть на сегодняшнюю политическую ситуацию в Ираке. Если нельзя штурмовать дом через окна и двери, то взрывают стену.
Разжечь гражданскую войну в Ираке и перекинуть ее огонь на восток Сирии. Это не так элегантно как победа «революционеров», но и не так топорно как открытая внешняя агрессия.
Ирак «рассыпается» на регионы, и процесс набирает обороты. А политические события последней недели вокруг Багдада больше напоминают «фронтовые сводки»
После визита в США, в прошлый четверг президент Курдистана Масуд Барзани проводит переговоры "за закрытыми дверями" с турецким руководством. Во время визита в Анкару он встречается и с лидером иракских суннитов – бывшим вице-премьером Ирака Тариком аль-Хашеми, на арест которого выдан ордер центральной властью Багдада. Курды и суннитское меньшинство продолжают заявлять о притеснениях со стороны шиитского руководства Ирака, лично обвиняя в проблемах Премьер-министра Нури аль-Малики. В этом их 19 апреля официально поддерживает турецкий премьер Эрдоган во время телефонного разговора с иракским коллегой. В ответ иракский премьер называет Турцию «врагом Ирака и других стран региона» и 23 апреля отбывает на встречу с руководством Ирана, предварительно пригласив посла Турции в Ираке Юнуса Демирера в МИД Ирака, для передачи ноты протеста, в которой турецкая сторона предупреждена о недопустимости вмешательства во внутренние дела Ирака. Кроме того, накануне визита Малики в Иран первый вице-президент Ирана Мохаммед Рида Рихаими заявляет, что Тегеран и Багдад должны создать союз, чтобы "образовать большие международные силы" (опубликовано иранским агентством "Mehr News"). В понедельник, по окончанию официальной встречи, поддержку этому заявлению высказывают президент Ирана и иракский премьер.
На этом фоне руководство Курдистана активизирует «нефтяное противостояние» с Багдадом:
Курдистан намерен построить собственный экспортный нефтепровод
http://kurdistan.ru/2012/04/22/news-15450_Kurdistan_nameren_po.html
И, вероятно, наиболее тревожной последней новостью для Багдада является заявление регионального совета провинции Анбар о намерении провозглашения региональной автономии.
http://kurdistan.ru/2012/04/21/news-15446_Provinciya_Anbar_pri.html
Фактически это означает намерение создания территории и базы иракских оппозиционеров арабов-суннитов, что в комплексе с ожидаемым провозглашением независимости Курдистана и потерей северо-иракских нефтяных месторождений уже является прямой угрозой сегодняшнему политическому и экономическому доминированию шиитов в Ираке.
И если Малики может не решиться открыто противостоять сильному в военном отношении Курдистану, то против суннитской провинции Анбар применение Багдадом военной силы достаточно вероятно. А это означает начало гражданской войны на границе с Сирией. И если Багдад поддержит Иран, то наверняка суннитов поддержат как Турция, так и монархии Залива. И не столько из чувства сострадания к единоверцам, сколько из-за возможности перенесения боевых действий руками иракских суннитов и их «союзников-добровольцев» в Сирию. Тех самых бойцов СОА и СНС, которые сегодня просачиваются через Ливан, Иорданию и Турцию для организации терактов против сирийских граждан.
Потенциальные сроки развития подобного сценария в Ираке скорее месяцы, чем недели. Слишком многое нужно подготовить, чтобы «суннитские мятежники» не были сразу смяты иракскими властями. Но задуматься о готовности вооруженных сил решать потенциальные проблемы на восточных границах с Ираком сирийскому руководству стоит уже сегодня.
Американский рецепт «Иракского пирога» – перед употреблением разрезать.
Ирак тлеет уже давно, но сегодня температура накаливается до «точки взрыва». Поэтому, с учетом замечаний читателей, обобщу свой взгляд на сегодняшнюю ситуацию в Ираке и перспективы ее развития.
Покинув территорию Ирака в конце 2011 года, США дали зеленый свет реализации собственных планов демонтажа страны. Вопрос стоял лишь в том когда, на сколько, и каких частей произвести разрыв. Ясно было одно – учитывая географическое положение Ирака, его демонтаж должен максимально содействовать успешному воплощению долгосрочных планов американской ближневосточной политики. А именно, поставить под американский контроль иракскую нефть и максимально «правильно» повлиять на политику всех соседних стран в отношении «нового» Ирака. Также известен триггер процесса – объявление независимости Иракского (Южного) Курдистана. Но, раздел вещь одноразовая и нужно использовать его своевременно и максимально эффективно, чтобы потом не жалеть о пропущенных выгодах. Ведь второй возможности может не быть, когда запущенные проблемы начнут жить своей жизнью.
Первоначальный срок провозглашения независимости Курдистана 21 марта, к которому предварительно подготовили мировые СМИ, отменило руководство КРГ. Скорее всего, процесс развала Ирака остановили в последний день не столько из-за оглядки на негативную реакцию Анкары, сколько по просьбе США.
Видимо Вашингтон ожидал аналогичный шаг со стороны сирийских курдов, надеясь тем самым быстро решить «сирийский вопрос». Но сирийские курды оказались не готовы к таким радикальным действиям. При этом президент КРГ Барзани прямо заявил, что вопрос о провозглашении Курдистана решен, но лишь на время отложен. И мнение Турции по этому вопросу хотя и важно, но не критично. КРГ уже сегодня полностью самостоятельно определяет свою политику, а провозглашение независимости – лишь закрепление уже существующего статуса региона.
Сегодня, когда у США возникли сложности реализации первоначальных планов по «сирийской и иранской проблемам», начало федерализации Ирака обрело черты не только своевременности, но и насущной необходимости.
Как видно из этнической карты Ирака – выделяется три потенциальных территориальных образования: Курдистан, Суннитский Ирак, Шиитский Ирак.
А теперь подробнее о демонтаже Ирака. Зачем, как и когда?
1. Общие задачи раздела Ирака
1) Столкнуть (если необходимо, то и в вооруженном противостоянии) на территории новых образований бывшего Ирака интересы королевств Залива, Ирана и Турции, получив рычаги влияния на все перечисленные субъекты (преимущественно через Южный Курдистан и южно-иракскую нефть Басры).
2) Для этого максимально поставить под контроль американских компаний основные нефтяные месторождения Ирака, на остальных месторождениях (южная провинция Басра) создать проблемы добычи и реализации нефти.
3) Свергнуть Асада и закончить реорганизацию Сирии в интересах арабского суннитского большинства, максимально уменьшив поддержку Ирана к западу от страны.
4) Связать Иран на западной границе, перенаправив акцент Тегерана с дальнейшего промышленного и социально-экономического развития Исламской республики на противостояние пограничным угрозам со стороны суннитских радикалов.
2. Новые образования на территории Ирака и их "задачи" в свете ближневосточной политики США
Южный Курдистан
1) Берет под контроль основные месторождениями северо-иракской нефти в Киркуке и Мосуле, привлекая к их разработке американскую ExxonMobil (предварительные соглашения с руководством КРГ уже достигнуты). Максимально содействует провинции Дияла в противостоянии с Багдадом за самостоятельный контроль над нефтяными месторождениями района Ханакина. При необходимости, путем местного референдума присоединяет эти районы к Курдистану.
http://kurdistan.ru/2012/04/23/news-15462_Sovet_Diyaly_Svobod.html
2) Перспективой участия в создании Западного, Северного и Восточного Курдистана, угрожает (напоминает о внутренних региональных проблемах) соответственно Сирии, Турции и Ирану.
При этом США будут контролировать сам Южный Курдистан обещаниями поддержки объединения всех курдских земель, на деле всячески этому препятствуя. По возможности, максимально долго сохраняя этот стимул для гарантии лояльности Арбиля Вашингтону в окружении враждебных соседей.
Суннитский Ирак
1) Базируется на провинцию Анбар, силы бывших сторонников Хусейна и арабов-суннитов, проживающих в «Суннитском треугольнике» Ирака.
2) Противостоит шиитам, территориально отделяя их от Сирии.
3) В случае эскалации конфликта с шиитским Багдадом призывает на помощь королевства Залива и/или Турцию, тем самым одновременно создавая «союзникам» условия для организации «повстанческих зон» на территории сопредельной Сирии.
Противостояние с Южным Курдистаном возможно в провинциях Салах-эд-Дин и Найнава. Но перспективы иракских суннитов малы с учетом большей силы и организованности курдских воинских формирований пешмарга. Кроме того, с большой вероятностью сторону курдов примут местные ассирийцы и туркмены.
Шиитский Ирак
Возникают два противостоящих центра, борющихся за поддержку Тегерана. Северная часть, подконтрольная нынешнему шиитскому руководству в Багдаде, и Южная часть в провинции Басра, подконтрольная «Армии Махди».
Преимущество Южной части в контроле над южно-иракскими месторождениями нефти и выходом в Персидский залив. Недостаток – исламский радикализм руководства, ориентированный на Иран и отпугивающий международную общественность.
Преимущество Северной части в правопреемстве международных позиций Ирака и меньшей радикализации исламского руководства. Недостаток – слабые экономические позиции вследствие утраты основных месторождений нефти.
Именно этот недостаток станет главным катализатором роста напряженности на территории расчлененного Ирака, поскольку Багдад будет пытаться всеми силами вернуть себе максимальный контроль над северной и южной иракской нефтью.
3. Ориентировочные сроки раздела Ирака
Вероятно, что запланированные на 23 мая в Багдаде переговоры представителей Ирана и «шестерки» международных посредников по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной проблемы, станут последним крупномасштабным международным событием Ирака в его нынешних границах.
Главным требованием западных участников переговоров к Тегерану станет обязательное закрытие разделительного завода в Форду, поскольку это единственный иранский ядерный объект, в эффективности поражения которого, даже самыми мощными бетонобойными боеприпасами, не уверены США.
Ответ Ирана на это требование и ситуация в Сирии на момент переговоров, вероятно, и определят основные направления и конечные сроки раздела Ирака.
При этом желание Обамы не быть инициатором втягивания Штатов в очередной конфликт до завершения президентских выборов может быть проигнорировано теми, кто реально творит и направляет внешнюю политику США, не зависимо от действующего президента страны.
Дополнительные материалы по схожей тематике: проходите по ссылке...
1. Войти в Сирию через Ирак?
2.«Судьбоносный Март» для Ближнего Востока
3.Сирия – продержаться март
4.Иран - инструмент, а не цель для США
5.Стойкость Сирии может спасти Иран от близкой войны
6.Иран: как Это может произойти
7.Ирак - Обама: Сила пера
8.Ирак и Сирия. «Ближневосточные Балканы – 2011»
Источник - etoruskiy.livejournal.com
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий