Во время первой чеченской кампании основным форпостом боевиков долгое время оставался Бамут. "Бамут – русские никогда не возьмут!" - это выражение, словно заклинание, твердили на грозненских рынках, писали на стенах домов, скандировали из толпы. Бамут – это твердыня! Бамут – это символ! Бамут – это вера! Трижды российские войска подходили к Бамуту, и трижды был провал. Оставляя после многодневного штурма, как говорится, "в лоб", горящую технику, десятки убитых и раненых...
В то время генерал Шаманов принял обратное решение. "Чехи" привыкли, что российские подразделения на этой войне наступают, словно по заученному шаблону - вдоль дорог, на технике по открытым местам, подставляясь под огонь чеченских гранатометов, залетая в засады и, как следствие, неся потери. С учетом этого и оборона "чеховская" строилась фасом к долине и к дорогам. Но военные в этот раз действовали иначе.
Войска развернулись непосредственно перед фронтом обороны, тем самым отвлекая и вводя боевиков в заблуждение, демонстрируя "привычную тупость", но в то же время не подставляясь под смертельный огонь чеченцев. А через горы, в обход Бамута, выдвинулись специальные ударно-штурмовые подразделения мотострелковых бригад с приданными в усиление ротами разведки и «спецназа». Дудаевцы, которые до этого считали, что леса - это их вотчина и чувствовавшие себя там в полной безопасности, были просто ошеломлены появлением солдат в их, казалось бы, самом безопасном месте. Не ожидали и не верили. Не могло быть такого. Конечно, для боевиков это был шок, когда на лесных тропах и дорогах, по которым шли караваны с необходимыми грузами, в местах "лежек" и "схронов", они внезапно наткнулись на русских, которые принялись выкашивать ничего не понимающих, расслабившихся, потерявших бдительность "воинов Аллаха". Сотни их скончались в этих лесах, так и не поняв, что же случилось.
В результате началась паника. Те немногие "духи", кто уцелел в засадах, в огненных мешках, затравленно кидались обратно в Бамут, сообщая о наводнивших леса русских "спецназовцах", об идущих по лесным тропам "полчищах муртаддов". Так долго державшийся фронт рухнул. Как и следовало ожидать, в сложившейся ситуации каждый из боевиков думал только о себе, о собственной шкуре. В панике были брошены и техника, и амуниция. «Воины Аллаха» разбегались по лесам, пытаясь просочиться через заслоны и засады. Для российской армии это была победа, грамотная и решающая. Для чеченцев это был крах последней надежды, последнего форпоста.
На четвертые сутки боев разведчики 166-й мотострелковой бригады водрузили над Бамутом Знамя Победы. К полному позору боевиков сам Бамут был взят фактически без боя. Ужас и паника сковали их стремление к сопротивлению. 25 мая 1996 г. все было кончено. Дудаевский Бамут пал.
Одним из героев знаменитого штурма был невысокий, прочно сбитый майор - руководитель разведки 166-й мотострелковой бригады Алексей Ефентьев, которого многие знали по его радиопозывному - "Гюрза". Именно Ефентьев шёл во главе штурмового отряда, обходившего боевиков с тыла…
Через два месяца "Гюрза" и его подчиненные были первыми, кто в г.Грозном смог пробиться к координационному центру, находящемуся в окружении боевиков. За данный подвиг Алексей Ефентьев был представлен к званию Героя России, но по неизвестной причине так и не был официально награжден.
Алексей Викторович Ефентьев, сын потомственного военнослужащего, родился в 1963 году. Действительную службу проходил в рядах военных моряков. После демобилизации поступил в знаменитое Бакинское Высшее Военное Общевойсковое Командное училище, сразу после окончания учебы в звании лейтенанта был направлен в Афганистан. За время службы в охваченном войной Афганистане Алексей Ефентьев прошел путь от командира взвода до начальника группы разведки. После этого был Нагорный Карабах. С 1992 по 1994 г. капитан Алексей Ефентьев - руководитель штаба отдельного разведывательного батальона в Германии.
С 1994 г. Алексей Ефентьев в Чечне. Воинское подразделение, которым он командовал, являлось одним из лучших и самым боеспособным подразделением российских войск. Позывной А.Ефентьева "Гюрза" был хорошо известен. "Гюрза" был легендой первой чеченской войны. На его боевом счету десятки опасных рейдов по тылам армии боевиков Дудаева, штурм Бамута и снятие блокады с окруженного в центре г. Грозного специального Координационного центра, когда благодаря героизму "Гюрзы" были спасены многие высокие чины Армии и МВД, а также большая группа российских корреспондентов. За данный подвиг в 1996 г. А.Ефентьев был представлен к званию "Герой России". За время службы в горячих точках был награжден орденами "За военные заслуги", "Красной Звезды", "Мужества", медалью "За отличие в воинской службе I степени", двумя медалями "За боевые заслуги" и другими наградами и знаками отличия. А.Ефентьев был героем многочисленных телепередач на центральных телевизионных каналах, а также стал прообразом "Гюрзы" в фильме Александра Невзорова "Чистилище".
Принимая участие в кровавой войне, он не ожесточился, не озлобился. Доброжелательный и с открытой душой, он с мальчишеским азартом продолжал быть влюбленным в свою работу. Категорично отказывается от всех должностных ростов и назначений, считая разведроту своей семьей, своим домом.
После первой чеченской войны "Гюрза" вытянул к себе в роту более половины армейцев, с которыми воевал в отдельной 166-й мотострелковой бригаде. Некоторых вытянул из глубокой пьянки, некоторых буквально подобрал на улице, некоторых спас от увольнения. "Спецназовцы" во главе со своим командиром сами установили монумент своим погибшим в Чечне боевым товарищам. На собственные деньги заказали гранитный монумент, своими силами построили основание под него.
Разведроту, которой командовал «Гюрза», чеченские боевики прозвали «бешеной». Чтобы их не путали с обычной пехотой, спецназовцы повязывали на головы черные повязки. Они неизменно шли первыми и вступали в бой, даже когда численное преимущество было далеко не на их стороне. В апреле 1996-го под захваченным боевиками Белгатоем пулеметчик Ромка, не прекращая вести огонь, в упор, в полный рост, не скрываясь, пошел на огневую точку, словно Александр Матросов. Герой погиб, и его тело из-под огня чеченцев вытянул боевой товарищ Константин Мосалев, которого позже А.Невзоров покажет в фильме «Чистилище» под псевдонимом «Питерский».
Вот что о своих боевых товарищах сказал сам «Гюрза»: «Я их всех хорошо помню. По именам и по фамилиям. Пускай они останутся при мне навсегда. В какой-то мере это можно считать нашей общей ошибкой. Но они были и остаются лучшими. Я их любил и люблю до сего времени. Даже когда они по воле судьбы уходят из этой жизни, их святого места никто не занимает...»
Сегодня Алексей Ефентьев - «Гюрза» - занимается сельским хозяйством у себя на Родине и является гендиректором сельхозпредприятия. Взяв полностью обанкротившийся колхоз под свое непосредственное управление, в течение двух лет Алексей Викторович смог добиться немалых успехов. Несостоявшийся Герой России в настоящее время разводит кроликов и мечтает накормить ими армию. Все, чем сейчас живет Алексей, - это его любимые дети, семья и работа.
«Гюрза» снял погоны, но сохранил веру в то, что его место в строю скоро займут сыновья. Которые по очереди меряют папину форму, звенящую боевыми наградами.
«Кем хочешь стать? Как папа – разведчиком. Санька – мужик растет… "
Комментариев нет:
Отправить комментарий