Михаил Горбачев (1988)
Следует призадуматься, как мы будем действовать, если одна или сразу несколько стран окажутся банкротами. Перспектива вполне реальная, ибо уже несколько находится на грани валютной неплатёжеспособности (Польша, Венгрия, Болгария, Вьетнам, Куба, Румыния, ГДР). Даже у Чехословакии, державшейся до недавнего времени, внешний долг стремительно пополз вверх... Иначе говоря, есть ли у нас концепция на случай кризиса, который может охватить одновременно всю или часть социалистического мира?
Андрей Грачев (2001)
На первом же совещании с руководителями этих стран в Москве в ноябре 1985 года (разговор должен был быть таким доверительным, что даже А.Яковлев и В.Медведев не были допущены в зал и подслушивали переговоры в кабине переводчиков) Горбачев объявил: отныне каждая партия и ее руководство несут полную ответственность за происходящее в собственной стране. Смысл сигнала был ясен: "На наши танки ради сохранения вас и ваших режимов у власти не рассчитывайте".
Не все участники совещания восприняли прозвучавшие предупреждения всерьез.
Особенно скептически был настроен перевидавший многих советских руководителей болгарский лидер Тодор Живков. Он полагал, что хорошо их изучил и покупал полную свободу поведения у себя в стране такими показными демонстрациями лояльности Москве, как согласование со Старой площадью текстов своих выступлений на пленумах ЦК БКП или периодическими напоминаниями о предложении включить Болгарию в состав СССР в качестве 16-й союзной республики.
С понятной настороженностью следил за этими демократическими экспериментами, и особенно за стремительным сближением Горбачева с западными лидерами, Фидель Кастро, опасавшийся, что, увлекшись разменом фигур в блицтурнире с американцами, тот "сдаст" им Кубу. Заехав в 1989 году на остров Свободы после армянского землетрясения, Горбачев постарался, как мог, успокоить "команданте", объяснив, что "свобода выбора" не исключает выбора в пользу социализма. Фидель, не страдавший от "комплексов" лидеров восточноевропейских государств, где коммунисты пришли к власти благодаря Красной Армии, с такой расшифровкой нового политического мышления согласился.
Михаил Горбачев (2009)
89-му году предшествовали встречи в Женеве, Рейкьявике, где устанавливались контакты, разворачивался диалог с западными странами и, прежде всего, происходила нормализация отношений с Соединенными Штатами Америки.
Андрей Грачев (2001)
Если отвлечься от восторгов, высказанных по его адресу Маргарет Тэтчер, увидевшей в нем вполне современного и обаятельного славянина, не лазившего в карман ни за словом, ни за убедительным аргументом, - общая тональность западных прогнозов была настороженно-сдержанной. О Брежневе, над которым еще недавно почти в открытую насмехались, готовы были вспоминать чуть ли не с грустью, потому что от нового лидера, "умного и жесткого", ждали главным образом неприятностей. На Западе к тому же были встревожены загадочной фразой Громыко, представившего его членам ЦК как человека "с широкой улыбкой и со стальными зубами" (именно так переводчики перевели на английский язык русскую "железную хватку").
У Советов появился лидер, способный бросить вызов Рональду Рейгану в той сфере, где он считал себя непревзойденным профессионалом: амплуа публичного политика. Рейгана начали предупреждать, что время его монопольного контроля над западной прессой заканчивается.
Рональд Рейган был заинтригован и ждал появления коммуниста номер один с явным интересом. Для встречи с Горбачевым он был вооружен необходимым минимумом карточек с краткими выступлениями, ответами на предполагаемые вопросы собеседника и несколькими отрепетированными репликами, русскими поговорками и ссылками на высказывания "Николая Ленина".
Горбачев знал, что не имеет права упустить женевский шанс. Слишком многое было поставлено на карту: ведь от того, как пойдет разговор, завяжутся ли между двумя лидерами личные, а не только протокольные отношения, разглядит ли в нем американский президент возможного партнера, зависели в немалой степени перспективы его Перестройки.
Поначалу разговор между ними напоминал костер из сырых дров: пламя не хотело разгораться и в любой момент могло погаснуть. Во время первого перерыва Горбачев был близок к отчаянию, заявив своей свите: "Старик бубнит все по своим вызубренным памяткам", - и в сердцах назвал Рейгана "динозавром". Но постепенно атмосфера начала теплеть. Возможно, нашему лидеру помог опыт общения с "динозаврами" в брежневском Политбюро.
Сейчас в роли одряхлевшего Брежнева выступал Рейган.
Михаил Горбачев (1988)
Мировое хозяйство становится единым организмом, вне которого не может нормально развиваться ни одно государство, к какой бы общественной системе оно ни принадлежало и на каком бы экономическом уровне ни находилось. Это ставит в повестку дня выработку принципиально нового механизма функционирования мирового хозяйства, новой структуры международного разделения труда...
Дальнейший мировой процесс возможен теперь лишь через поиск общечеловеческого консенсуса в движении к новому мировому порядку. Мы подошли к такому рубежу, когда неупорядоченная стихийность заводит в тупик. И мировому сообществу предстоит научиться формировать и направлять процессы таким образом, чтобы сохранить цивилизацию...
Джек Мэтлок [13] (1999)
Ведшаяся во имя "общеевропейского дома" кампания привела Горбачёва в апреле в Лондон, в июне в Бонн, в июле в Париж и Страсбург, в октябре в Хельсинки, в ноябре в Рим... Он действовал с такой быстротой, удовлетворяя требования Запада на этих переговорах, что вызывал этим некоторые проблемы с координацией между участниками западноевропейского альянса. Ряд западных предложений делались в расчёте на то, что Москва никогда их не примет. Когда же та приняла, то кое-кто из союзников засомневался, смогут ли они сами ужиться с собственными предложениями.
Андрей Грачев (2001)
Когда ударная волна перемен, поднятая перестройкой, достигла Восточной Европы, Горбачев практически пальцем не пошевелил ни чтобы быстрее избавиться от одних, ни чтобы помочь сохраниться или прийти к власти другим, включая его восторженных союзников-реформаторов. Прав он был или нет, но, во всяком случае, остался верен принципу, которым, однажды сформулировав его, то ли объяснял, то ли оправдывал свое непонятное многим бездействие: "Мы не вмешиваемся в их внутренние дела. Пускай разбираются сами".
Напрасно подсылали к нему своих гонцов и приезжали сами, напрашиваясь на смотрины, кандидаты в местные "Горбачевы" из Восточной Европы. От мало-мальски официальных, да и от неофициальных контактов подобного рода он упорно то ли уклонялся, то ли увертывался.
Напрасно Е.Лигачев с трибуны очередного пленума после посещения ГДР и Чехословакии бил в набат по поводу "сдачи позиций" мирового социализма и предательства Москвой своих друзей. Горбачев оставался поразительно, необъяснимо бесстрастен и невозмутим.
"Я ни в коем случае не хотел навязывать "правильный" социализм. Тем более я не хотел предлагать в руководство этих стран новых "наместников" и, значит, опять перекладывать всю ответственность на Москву". Звучит безупречно.
Владимир Буковский (1996)
Не остаётся сомнения, что "бархатная революция" 1989 года была советской операцией.
Легко заметить, что к 1989 году произведены были дальнейшие кадровые перестановки в советском руководстве, приведшие наверх еще больше специалистов по внешним делам: например, главой международного отдела ЦК стал Фалин, бывший посол в ФРГ, специалист по Германии; главой всего КГБ стал Крючков, бывший начальник Первого Главного управления (разведки)…
Похоже, что команда, разрабатывавшая "новое мышление" еще с конца 70-х, вышла, наконец, на поверхность и заняла ключевые посты.
Адам Михник [14] (2009)
Я плохо говорю по-русски, но люблю говорить по-русски. Я научился этому языку благодаря русским демократам, когда мы - еще в подполье - издавали книги русского самиздата. Поэтому для меня русский стал языком свободы.
Проект 89-го года - это, во-первых, демократия, свобода. Во-вторых, это правда о нашей истории и современности - о том, где и как мы живем. В-третьих, это рыночная экономика.
Польский парадокс состоял в том, что опорой нашей оппозиции были крупные заводы, крупные предприятия. Они были крепостями "Солидарности", а ее силой были забастовки. Интеллектуалы обладали моральной силой, а физической силой были рабочие. Они выиграли полякам свободу, и они же стали первыми жертвами своей победы - жертвами капитализма.
Николае Чаушеску (1989)
Всё то, что происходило и происходит сейчас в Германии, в Чехословакии и Болгарии, а ранее в Польше и Венгрии, было организовано Советским Союзом при поддержке Америки и Запада.
Анатолий Черняев [15] (2001)
24 декабря 1989 г. господин Бейкер довёл до сведения Москвы, что США не будут против, если СССР и его союзники по Варшавскому пакту вмешаются в Румынию, чтобы предотвратить кровавое развитие событий... Из Москвы, разумеется, ответили отказом.
Михаил Горбачев (2009)
Ситуация в Германии была постоянным пунктом повестки дня Политбюро ЦК КПСС.
Франсуа Миттеран дважды или трижды приезжал ко мне, чтобы поговорить на этот счет. Известно его отношение к объединению Германии, которое он выразил формулой: мы так любим немцев, что хотим, чтобы у них было две Германии. Маргарет Тэтчер открыто выступала против объединения. Она считала, что оно будет опасно для всей Европы, что нарушатся позитивные процессы, которые уже идут, что Хельсинкский процесс может дать сбои, и это вызовет много проблем, вплоть до того, что будет поставлен вопрос о пересмотре границ, и т.д.
Леонид Замятин [16] (1990, 1995)
Я разговаривал с Тэтчер. Её ответ был определённым: Европа не готова к тому, чтобы в её центре была объединённая Германия на тех началах, которые западные немцы предлагают. То же самое с Францией, то же с Италией.
Было очевидно, что Англию, как и Францию, особенно тревожит германо-германский вопрос. Ни Англия, ни Франция не хотели видеть в объединённой Германии мощного экономического и политического конкурента, который был бы способен потеснить их с авансцены европейской политики. Британское руководство однозначно выступало в пользу сохранения двух блоков - НАТО и Варшавского договора.
Михаил Горбачев (2009)
Тэтчер беспокоилась: что если будет объединенная Германия - как мы с ней будем существовать?
Можно было развязать этот узел только одним путем: мы объединяем Германию, она суверенная страна и в рамках полного суверенитета решает вопрос, где ей быть. Это было сформулировано совместно. Я сказал: с этим мы выйдем к прессе. Буш говорит: я добавлю, что мы приглашаем Германию, хотим видеть ее в НАТО.
Как это понимать? Или это недоверие к Германии, или столь крепкие, дружеские объятия, которые могут и задушить…
Наивно полагать, что Берлинская стена пала под аплодисменты тех, кто был решительно "против".
Известно, что советские руководители были за то, чтобы после победы над фашизмом возникла единая, денацифицированная Германия. Поэтому в 1989 году никто ничего нового не изобретал - это было продолжением нашей линии. И еще, может быть, продолжением линии известного канцлера Бисмарка, который говорил: что бы ни происходило, надо, чтобы Германия и Россия были вместе.
Две столь крупные, способные на многое нации, как русские и немцы, могут сами разобраться в том, что им нужно.
Сергей Кургинян (2011)
Андропов был многолик. Вот, например, считается, что ГДР сдал Горбачев.
Крючков сказал мне, что на самом деле ГДР сдали еще в 1979-м - не в 89-м, а в 79-м ! - околобрежневское окружение. Согласившись объединить Германию.
Владимир Буковский (1996)
Мы знаем, что разделенная Германия была неприемлема уже Сталину, пытавшемуся в 1947-1948 гг. "воссоединить" ее на основе блока восточных коммунистов (переименовавших себя ради этого в Социалистическую единую партию Германии) с западными социал-демократами. "Воссоединить" Германию пытался и Берия.
ГДР да и остальные страны "соцлагеря" возникли не от хорошей жизни: "железный занавес" был своего рода признанием Сталина в понесенном поражении. Последующие правители СССР - каждый по-своему - пытались от этой проблемы избавиться.
Епифан [17] (2010)
После Великой отечественной войны жесткое противостояние с Западом не позволяло нам сбросить эту "мировую социалистическую систему". Мы уже не могли нарушить баланс сил в Европе, что было бы чревато даже войной. Поэтому и давили венгров в 56-м, чехов в 68-м. Это же были типичные оранжеиды. Отдав тогда их Западу, мы бы нарушили баланс сил в Европе в его пользу. И пошла бы цепная реакция "цветных" контрреволюций, переворотов и пр.
Но как только угроза военного вторжения с Запада окончательно и бесповоротно развеялась, то исчезла и необходимость сохранения нашего "протектората" над ними. Актуальность их дотирования для России пропала.
Но в итоге, дискредитированной оказалась сама идея социализма – потому что без вливания приведших Россию на грань разорения дотаций, на одной марксистской фразеологии, мировой социалистический лагерь оказался фикцией.
Фидель Кастро (1990)
Социалистического лагеря фактически больше не существует. О каком социалистическом лагере можно сегодня говорить? Можно говорить о Советском Союзе. К счастью, он существует и проводит последовательную международную политику, борется в защиту мира. СССР не распался и, надеемся, не распадется. В СССР не началась гражданская война и, надеемся, не начнется, хотя такая угроза существует и она вполне реальна.
*** *** ***
В соответствии с планом подготовки Пленума Центрального Комитета по межнациональным отношениям в ЦК КПСС состоялось совещание, на котором обсуждены проблемы, затрагивающие различные правовые аспекты укрепления и развития советской социалистической федерации.
В теоретических разработках политических аспектов национально-государственного устройства СССР всё ещё преобладает оправдывание сложившейся национально-государственной структуры нашей страны. Законодательство, регулирующее соответствующие сферы общественных отношений, на сегодняшний день направлено не на стимулирование дальнейшего прогрессивного развития и совершенствование социалистического федерализма, а на сохранение и закрепление статус-кво. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть вопрос о выводе в конституционном порядке некоторых автономных формирований из республиканского подчинения, превратив их в национально-государственные образования в составе СССР.
Это соответствовало бы решению 19 партконференции о пересмотре статуса автономий. А нациям и народностям, не имеющим своего национально-государственного образования, предоставить право объединиться в одну из них.
"Человек и Закон", июнь 1989
Вениамин Яковлев [18] (1989)
Совершенствование национальных, межнациональных отношений является частью революционных преобразований, которые происходят в нашем обществе. Очевидно, что этот процесс, являющийся составной частью перестройки, имеет одну общую генеральную задачу – преодолеть чрезмерную централизацию, устранить административно-командные системы управления всеми сферами жизни.
Мы должны закрепить в Конституции СССР такие принципы, как сочетание суверенитета СССР и суверенитета союзных республик, интернационализм и демократический централизм построения нашей федерации. Разумеется, с сохранением права выхода союзных республик из состава ССР и сохранением неприкосновенности территорий союзных республик.
В ходе дискуссий, особенно на местах, выдвигалась идея необходимости заключения вместо союзного договора 1922 года нового союзного договора, который бы в большей степени гарантировал реализацию тезиса о сильных республиках. Многие считают, и я разделяю эту точку зрения, что нет ни политических, ни правовых оснований для заключения такого договора в современных условиях. Заключение нового договора явилось бы также косвенным признанием неправомерности нахождения в Союзе целого ряда союзных республик, которые не подписывали договор 1922 года, что не соответствовало бы сложившимся жизненным реалиям.
Некоторые учёные предлагают построить федерацию таким образом, чтобы непосредственно в Союз входили бы не только союзные республики, но и автономные республики, автономные области и автономные округа, что в наибольшей степени способствовало бы праву наций на самоопределение и равноправию всех народов. Ставится вопрос и о переводе некоторых автономных республик в союзные, о выводе автономных областей и автономных округов из состава краёв.
Выдвигалось и прямо противоположное предложение: чтобы в союзном парламенте непосредственно были представлены лишь союзные республики, а автономные республики и другие национальные государственные формирования входили бы только в высшие органы власти союзных республик. Это предложение не поддержано учёными и подвергнуто критике.
Чтобы советская федерация носила живой, развивающийся характер в плане совершенствования государственности и автономии, предлагается рассмотреть вопрос о придании некоторым автономным республикам статуса союзных, а ряду автономных областей – статуса автономных республик.
Александр Проханов (2009)
Вспомните, как тогда плодились локальные конфликты: ферганские события, алма-атинские, бакинские, вильнюсские… Но все они разыгрывались по одному сценарию! Возникало квазивосстание, огромное количество людей выводили на улицы, на них бросали армию, которая подавляла демонстрацию, и в результате появлялись жертвы. За них к ответу призывали командующих округами, а Горбачёв, который все это инициировал тайно, телефонными звонками, фактически умывал руки.
Епифан (2010)
Ни в одном случае локальных конфликтов на территории СССР с 1989-1994 годы нет и намека на западные спецслужбы. Просто нет. Поверьте, тогда контрразведка и разведка СССР были лучшими в мире.
Вся разведка СССР в ключевых странах работала на предупреждение проникновения иностранных спецслужб в этот процесс. Их не было ни в Карабахе, ни в Сухуми, ни в Приднестровье, ни в Вильнюсе, ни в Риге, ни в Оше, ни в Фергане.
Юрий Емельянов [19] (2007)
В феврале 1988 года начались волнения в Нагорном Карабахе. В апреле 1988 года в Эстонии был создан оппозиционный Народный фронт. Вскоре в Литве было создано оппозиционное движение "Саюдис". 10 июля было создано "Движение за национальную независимость Латвии", а затем началось формирование Народного фронта Латвии. Руководители этих "фронтов" выступали с откровенно шовинистическими речами. Так, член совета сейма "Саюдиса", а впоследствии заместитель Председателя Совета министров Литовской ССР P.A. Озолинь заявил публично 30 июня 1988 года: "Русские дебильны в национальном отношении".
Андрей Сахаров (1990)
Сейчас именно Прибалтика дает всей стране пример общенародного движения за истинную, а не показную перестройку, за радикальное решение национальных проблем.
В Эстонии нам часто приходилось слышать: мы больше и лучше работаем - поэтому лучше живем. Михаил Горбачев (1989)
В Прибалтике в магазинах русским не продают товаров, не прописывают приезжих жен военных и не принимают их на работу. Национализм очень серьезный и все серьезнее проявляет себя. Бразаускас сообщил мне, что 10 тысяч офицеров-литовцев подали рапорты об увольнении из армии. Милиция, набранная из латышей, не выступает против националистических эксцессов. Бездействуют.
Филипп Бобков (2003)
Развал СССР начался с Прибалтики. Наше руководство только делало вид, будто оно всерьез озабочено ростом сепаратизма в Латвии, Эстонии и Литве. Выход республик из состава СССР Горбачевым и его командой был предрешен.
Юрий Емельянов (2007)
В ходе своей поездки в Прибалтику член Политбюро и секретарь ЦК КПСС А.Я. Яковлев летом 1988 года и состоявшихся там его бесед с партийными руководителями и интеллигенцией, по сути, открыл "зеленую улицу" курсу на выход Эстонии, Латвии и Литвы из СССР.
По инициативе В. Бакатина, возглавлявшего МВД СССР, добровольцы "Саюдиса" получили стрелковое оружие, автотранспорт, помещения из ведомства КГБ, а для их подготовки открыли в Литве военную академию. Из них были сформированы отряды боевиков так называемого Госдепартамента охраны края — что-то вроде аналога МВД или КГБ при правительстве Ландсбергиса. Создав вооруженные силы добровольцев, Ландсбергис заявил, что "между Литвой и Советским Союзом — состояние войны".
Национал-сепаратисты получали моральную и материальную поддержку от тех, кто разваливал СССР из Москвы. Совершенно очевидно, что эти организации и движения, возникшие, словно по мановению волшебной палочки, из ничего и под внешним руководством неизвестных прежде лиц, кем-то целенаправленно управлялись. (Когда же необходимость в них пропала, эти организации, столь шумно вышедшие на авансцену политической жизни в конце 80-х годов, бесследно ушли с политической арены.)
Александр Проханов (2009)
Создание печально знакомых народных фронтов в Прибалтике, в Литве, Латвии, Эстонии (я хорошо помню это время) - дело рук нашей государственной безопасности.
Епифан (2010)
Как вы думаете, почему был создан "Саюдис", АОД в Армении, НФ-ы в Азербайджане, Киргизии, Таджикистане? ВСЕ события 1989-1994 годов - Фергана, Ю.Осетия, Абхазия, Приднестровье, Ош, Карабах были далеко не случайны. Это - рычаги нашей политики.
Россия начала-середины 90-х активно поддерживала Запад. Подталкивала и поощряла влезть по самые помидоры в это дерьмо под названием "всемирный гегемон". Козырева помните? Его усилиями Запад реактивно продвинулся на эти самые постсоветские территории и надел хомут в виде этого балласта.
Но я помню приезд Козырева в 1992 году в Ереван, когда ночью, беседуя с Левоном Тер-Петросяном, он категорически отговаривал Армению от похода на Запад. Чуть ли не угрозами. Потом туда прилетел Джеймс Бейкер, который Третий, гостил 2 дня в Доме приемов и был послан армянами на три русские буковки. (Кстати, прилетал он на том самом Боинге, на котором труп Кеннеди из Далласа доставили в Вашингтон).
А прибалтов, наоборот, чуть ли не поганой метлой гнали. И чехов им сплавили, и поляков, и венгров, румын, хорвато-боснийце-сербов, булгарушек и прочие народности.
Так вот, почему такая избирательность "в сдаче интересов России"? Думаете Бразаускас, Прунскене, Лансбергис вот просто так взяли и самостоятельно стали вдруг за независимость Литвы? Посмотрите на Саюдис, кто там был в 1988 году. Все - коммунисты и - по опыту - как минимум доверенные КГБ. А "Солидарность" Валенсы?
Так что еще вопрос, кто под чьим контролем оказался к моменту распада СССР.
Витаутас Пяткявичюс [20] (2003)
В нашей инициативной группе "Саюдиса" было 16 кагэбэшников. В. Ландсбергис "питался" их информацией и никого не боялся, ибо чувствовал поддержку со стороны боссов КГБ.
Дело в том, что штурм башни и оборона всего остального были подготовлены с обеих сторон: М.Горбачевым и В.Ландсбергисом при участии руководителя [республиканского] КГБ Э.Эйсмонтаса и А.Буткявичюса. Это была грязная игра.
Борис Олейник в свое время побывал в залитых кровью Тбилиси и Алма-Ате, Сумгаите и Оше. Он там разбирался, что к чему. А уже после вильнюсских событий и он, и я вышли из Совета М. Горбачева. Причина - нам не по нутру была такая бесчестная игра. Именно в те провокационные дни и вылез на свет божий Витаутас Ландсбергис. Его в "Саюдисе" раньше даже слышно не было. Его никто не знал.
А всплыл он так: кагэбэшник А.Чякуолис предложил В.Ландсбергиса избрать председателем "Саюдиса". А в инициативной группе "Саюдиса" было 35 человек. В том заседании участвовали 16 человек. За Ландсбергиса проголосовали 9 человек, 7 — были против. 9 человек из 35 – это не выборы. Что интересно: и сегодня никто не может найти протокола того собрания. Потому что его не было. Те выборы председателя "Саюдиса" – дело рук генерала КГБ Э.Эйсмонтаса.
[- Какая была связь между КГБ, "Единством" и "Саюдисом"? ]
Подобный сценарий написан в 1987 году, когда М.Горбачев принял решение о легализации всех в то время создаваемых организаций. Было дано ясное и внятное указание, что этим процессом должен управлять КГБ. И этот сценарий действовал безотказно.
Когда в ЦК партии обсуждался вопрос о руководителе "Саюдиса", начальник КГБ Э.Эйсмонтас и представил на рассмотрение бюро ЦК кандидатуру В.Ландсбергиса. И бюро ЦК согласилось с этой кандидатурой. "Свой человек" возглавил "Саюдис".
Леонид Шебаршин (2002)
Какие многослойные интриги плетутся в Кремле и на Старой площади – можно только догадываться. Это высшие сферы, там играют без правил.
Андрей Грачев (2001)
Народные фронты, возникшие в Прибалтике, как "великий почин" начали распространяться по всей территории СССР, захватывая вслед за Кавказом Молдавию, Среднюю Азию, и добрались до Украины, где в декабре 1989-го прошел съезд Руха. Поскольку изначально их лидеры заявляли о себе как об убежденных сторонниках и "законных сыновьях" перестройки, Горбачев в немалой степени под влиянием А.Яковлева, вернувшегося из своей прибалтийской поездки с успокоительным диагнозом - "идут активные перестроечные процессы", - относился к ним благодушно и даже поощрительно.
Виктор Алкснис (2004)
Да, да, да, тот самый Народный фронт, который выступил разрушителем Советского Союза, создавался не снизу - директивы из Москвы шли. И я знаю анекдоты, когда некоторые секретари парткомов на крупных предприятиях, парткомов КПСС, получали взыскания за то, что они не содействовали росту первичных организаций Народного фронта на этих предприятиях.
Мне достоверно известно, что именно Комитет государственной безопасности СССР создавал народные фронты в союзных республиках и на первых порах ими и руководил. И не только в союзных республиках, но и в России.
Олег Калугин [21] (1990)
Органы полностью сохранили свой потенциал, они в состоянии пустить своё оружие - свою агентуру, свой аппарат помощников, которые имеются сегодня в любых сферах и эшелонах нашего общества, начиная от академиков и кончая милиционерами, от Священного Синода Русской православной церкви до спортсменов, от военачальников до музыкантов и литературных критиков.
Сергей Кургинян (2011)
Я много поездил тогда по горячим точкам Советского Союза. Встречался и с патриотами СССР, и с сепаратистами. Видел, что сепаратистские деструктивные силы управляются из Москвы.
[- Москва большая. Конкретные адреса можете назвать?]
Лубянка, Старая площадь.
*** *** ***
Михаил Горбачев (2009)
Началом Перестройки мы считаем 1988 год: ХIХ партийная конференция и курс на политические реформы. Можно сказать, что до этого работала Гласность.
Вадим Медведев [22] (2009)
Перестройка политической системы началась почти на год раньше с ее ядра - партии, с освобождения ее от властных функций, непосредственного управления политическими, экономическими и социально-культурными процессами. В Центральном Комитете, например, были упразднены все отраслевые отделы, кроме аграрного, а их число сократилось с 20 до 8 (а что такое отдел ЦК, я думаю, многие хорошо представляют).
Секретариат перестал вмешиваться в текущую деятельность госорганов, регулярно заседать и устраивать разносы их руководителям. К этому времени глубокие перемены развернулись в сфере общественного сознания, идеологии и культуры. Знаковыми событиями здесь стали:
- публикация ранее запрещенных книг, показ фильмов, лежавших на полках;
- переоценка исторических событий последних десятилетий в стране;
- массовая реабилитация жертв сталинско-бериевских репрессий;
- возвращение из ссылки Сахарова;
- появление в СМИ критически настроенных изданий, программ ТВ, журналистов и публицистов;
- фактическое свертывание цензуры, существовавшей под ширмой охраны государственных тайн в СМИ.
Андрей Грачев (2001)
Ликвидация Секретариата, подлинного "теневого советского правительства", была осуществлена, не только для того, чтобы отодвинуть на второй план Лигачева. Эта, казалось бы, исключительно аппаратная революция несла важнейшую политическую нагрузку: впервые со сталинских времен ЦК переставал быть директивным органом, а сама КПСС - фактически верховной "силовой структурой" советского государства. Генсек, несомненно, сознавал, что, выбивая из рук партийной бюрократии это орудие, он подрубает сук, на котором сидел и сам. Вряд ли поэтому можно считать случайным совпадением, что сентябрьский Пленум ЦК 1988 года, созванный сразу после его возвращения из отпуска, рекомендовал избрать Горбачева на освободившийся после отстранения Громыко пост Председателя Президиума Верховного Совета.
Приобретя новую должность, он делал первый шаг к своему высвобождению из объятий родной партии и ее Политбюро.
Андрей Сахаров (1989)
В начале января 1989 года (кажется, 6-го) состоялась встреча М. С. Горбачева с приглашенными представителями интеллигенции – известными писателями, учеными, артистами. Кроме Горбачева, на встрече присутствовал Рыжков, но не выступал.
Горбачев, по-видимому, пытался как-то помирить различные группировки в писательской среде, в других областях культуры. Но уже из первых выступлений писателей русофильско-антиинтеллигентского крыла и их идейных противников было видно, что противоречия зашли слишком далеко, чтобы их можно было так просто устранить. Выступавшие далеко не ограничивались вопросами культуры, затрагивая экономические, социальные, межнациональные, правовые вопросы. Краткое содержание выступлений было потом опубликовано в газетах, но более острые места, как общеполитического, так и личного характера, были опущены.
В речи академика Абалкина давалась впечатляющая картина экономического кризиса и делался вывод: "Кавалерийская атака на административно-командную систему не удалась, и мы должны перейти к планомерной осаде". Эта фраза не вошла в опубликованный отчет. Мне казалось, что позиция Абалкина неприемлема для Горбачева как слишком радикальная и критическая. Через несколько месяцев я понял, что ошибался.
22 августа 1989 Госкомитет СССР по народному образованию издал приказ № 685 "О перестройке преподавания общественных наук в высших учебных заведениях". Этим приказом вместо "Марксистско-ленинской философии" вводилась "Философия", вместо "Марксистско-ленинской политэкономии" - "Политическая экономия", вместо "Научного коммунизма" - "Проблемы теории современного социализма" и вместо "Истории КПСС" - "Социально-политическая история XX века".
Николай Петраков (1991)
Я отношу себя к поколению "детей ХХ съезда". Появившиеся в 1959 году мои первые работы, выполненные на студенческой скамье, отражали прогрессивные идеи и передовые умонастроения: дальше так жить нельзя, экономика в кризисе.
В КПСС я вступил в 1964 году после XXII съезда партии, когда мне казалось, что со сталинизмом полностью покончено.
Мартовский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС по сельскому хозяйству, потом нашумевший сентябрьский Пленум. Я принимал активное участие в подготовке их материалов как молодой ученый. Уже тогда я окончательно пришел к выводу, что только рыночная экономика имеет право на существование и, по сути, альтернативы рынку нет.
С чего началась моя политическая жизнь? На первом Съезде депутатов СССР мне слова не предоставили. Среди экономистов, кому удалось выйти на трибуну, оказались Шмелев, Попов, Емельянов, Арбатов – вот и все. Однако меня все-таки включили в планово-бюджетную комиссию Верховного Совета СССР, назначили заместителем председателя.
При обсуждении государственного бюджета на 1990 год комиссия натолкнулась на стену. В чем дело? От нас скрывали бюджет. Точнее, показывали цифры, на основании которых невозможно было сделать нормальный анализ. Некоторые дотошные депутаты шли в Госплан. А там перед ними вываливали десятки томов: если вы такие умные – читайте.
В бюджете уже тогда просматривался популизм: в частности, были неоправданно завышены расходы на социальные программы.
Андрей Грачев (2001)
Парадоксально, что проявивший беспрецедентную отвагу во всем, что касалось политической реформы, Горбачев необъяснимо робел перед некоторыми идеологическими табу, относящимися к реформе экономики. Как считает его бывший помощник академик Н.Петраков, экономический горизонт Горбачева поначалу вообще не простирался дальше ленинского нэпа.
Его расчеты на то, что удастся с помощью перестройки осуществить то, чего не добился Ленин с помощью нэпа - преобразовать военно-коммунистический, командно-административный социализм в "строй цивилизованных кооператоров", - явно не оправдывались. Первые же появившиеся на свет и отнюдь не цивилизованные кооператоры вызвали в общественном мнении ярость и агрессивное неприятие "рвачей". Когда на одной из встреч с населением Горбачев во время прямой телевизионной трансляции неосторожно задал собравшимся вопрос: "Так что же, закрыть нам кооперативы?", в ответ раздалось дружное: "Да! Да!"
Увлеченный своей "политической революцией", Горбачев поначалу величаво отвергал рекомендации обратить внимание на опыт Дэн Сяопина, начавшего "чистить рыбу" своего социализма не с политической "головы", а с экономического "хвоста", как и бейкеровские "советы постороннего". Д.Бейкер, сам в прошлом министр финансов США, вежливо втолковывал Горбачеву: "Политическую и социальную цену реформы лучше заплатить быстрее, а не растягивать на годы, и тем более не откладывать". Однако тот отмахивался: "Ждали двадцать лет, два-три лишних года ничего не изменят".
Подробнее развивал и объяснял тому же непонятливому Бейкеру логику советских реформаторов Э.Шеварднадзе: "Когда Горбачев пришел к власти, никто из нас не представлял, с чем мы столкнемся в области экономики. Однако у нас в стране невозможно предпринять реальную экономическую реформу без реформирования политической системы, то есть без освобождения людей".
Николай Рыжков (1989)
Надо резко уменьшить долю государственной собственности. Если сегодня она составляет 85 процентов, то, по нашему мнению (это сугубо предварительный расчёт, на этой стадии вряд ли кто-нибудь уверенно назовёт точные цифры), государственная собственность в её классическом понимании должна составлять в стране примерно 30 процентов. Это железные дороги, электростанции, газопроводы и т.д. То есть то, что всегда должно быть общегосударственным.
Николай Петраков (1991)
Когда в декабре 1989 года Рыжков докладывал Съезду народных депутатов СССР первую программу правительства, я слушал его и ничего не мог сразу понять. Председатель Совмина СССР предлагал модель развития хозяйства страны, в которой опять плановые разделы резко доминировали над рыночными. Я понял, перестройка снова топчется на месте.
Концепция перехода к рынку была сформулирована ещё на июльском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. По состоянию на декабрь 1989-го мы в этом направлении практически не продвинулись ни на шаг.
Интеграция внутреннего советского рынка в мировой – это, я считаю, одна из ключевых проблем нашей экономики, нашего будущего, нашей судьбы.
Дэвид Сорос (1996)
Я горячо поддерживал так называемый план Шаталина, известный как "Программа 500 дней". Я принимал в нём участие с самого начала. Я встречался с Николаем Петраковым, экономическим советником Горбачёва, в тот день, когда была сформирована рабочая группа. Идея, на которой был основан план Шаталина, состояла в том, чтобы Советский Союз передал суверенитет республикам, а в то же время республики передали некоторые элементы суверенитета новому органу - Межреспубликанскому совету.
Я организовал возможность критического изучения этого плана группой крупнейших международных экономистов, спонсировал группу юристов, которые содействовали разработке необходимой законодательной базы. В 1990 г. я привёз группу разработчиков этого плана под руководством Григория Явлинского на ежегодную сессию Международного валютного фонда и Всемирного банка в Вашингтон.
ПРОГРАММА 500 ДНЕЙ
С.Шаталин, Н.Петраков, Г.Явлинский, С.Алексашенко, А.Вавилов, Л.Григорьев, М.Задорнов, В.Мартынов, В. Мащиц, А.Михайлов, Б.Федоров, Т.Ярыгина, Е.Ясин
Человечеству не удалось создать ничего более эффективного, чем рыночная экономика. Она создает сильные стимулы к самореализации возможностей человека, повышения трудовой и хозяйственной активности, резко ускоряет научно-технический прогресс. Свойственные ей механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства.
Очевидно, что только переход к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, позволит решить наиболее острые, десятилетиями накапливавшиеся проблемы страны, органично соединить нашу экономику с мировым хозяйством, обеспечить рост производства в соответствии с нуждами трудящихся и, тем самым, социальную ориентацию экономики, ликвидировать дефицит, открыть доступ нашим гражданам ко всем достижениям мировой цивилизации.
Рыночный механизм - это единственный механизм, позволяющий соединять различные государства и их экономические системы. Поэтому переход к нему позволит создать основу для добровольного объединения суверенных республик в рамках обновленного Союза.
Стремление народов к экономическому и политическому суверенитету нашло свое выражение в принятии Деклараций о государственном суверенитете (независимости) республик и законодательных актов, закрепляющих их самостоятельность.
Осознавая сходство основных проблем социально-экономического развития, учитывая сложившиеся производственные, финансово-кредитные, торговые и другие связи, а также необходимость согласованных действий в осуществлении экономических реформ, суверенные государства договариваются о создании нового Экономического Союза.
В основу Экономического Союза закладываются следующие принципы:
- экономический Союз основан на началах равенства членов Союза - суверенных государств, добровольно в него вступающих.
- все суверенные государства, вступающие в Экономический Союз, создают единое экономическое пространство и проводят согласованную политику по формированию условий для свободной предпринимательской деятельности всех хозяйствующих субъектов (предприятий, коммерческих организаций, частных лиц)
- условием членства в Союзе является принятие на себя республикой определенных обязательств в полном объеме, вытекающих из Договора о создании Экономического Союза. Государства-участники, нарушающие правила Договора могут быть исключены из Союза.
Суверенные государства - члены Союза не видят иного пути преодоления кризиса социально-экономической системы, кроме радикальной экономической реформы, основанной на создании рыночной экономики.
Этот процесс включает, с одной стороны, глубокие институциональные изменения, затрагивающие структуру социально-экономических отношений, а также производства, с другой - он предполагает осуществление стабилизационных мер, прежде всего, в денежно-кредитной и финансовой сфере и ценообразовании.
Первые 100 дней - программа чрезвычайных мер
(с 1 октября до начала 1991 года)
1-й день - Президент СССР и руководители республик объявляют о введении законодательных актов, закрепляющих основные принципы экономической реформы:
- равенство прав физических и юридических лиц на любую хозяйственную деятельность, кроме запрещенной Законом;
- разгосударствление экономики: передача (реализация) части жилищного фонда в собственность граждан, передача за плату части (несколько млн. га) земельного фонда в наследуемое владение граждан,
- преобразование крупных государственных предприятий в акционерные общества, приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания,
- гарантии прав собственности физическим и юридическим лицам (советским и иностранным) на любой вид имущества, кроме круга объектов исключительно государственной собственности.
В течение первых ста дней необходимо сократить дефицит государственного бюджета не более чем до 5 млрд. рублей за IV квартал 1990 г. и обеспечить нулевой прирост совокупной денежной массы. Значительно (до 20%) сокращается финансирование Министерства обороны СССР и КГБ; в частности, за счет резкого снижения закупок вооружения и военного строительства.
Система Госбанка СССР не позднее 15 октября преобразуется в Резервную систему Союза, состоящую из центральных банков всех союзных республик.
Начинают повышаться ставки банковского процента по ссудам и депозитам. Деньги становятся “дорогими” и приобретают свойства, необходимые для средства обращения в рыночном хозяйстве.
Уже в этот период многие предприятия будут испытывать финансовые трудности, в том числе из-за недостатка оборотных средств, особенно при высокой доле замещения собственных средств заемными.
Предусматривается: закрытие 100-200 особенно неэффективных предприятий.
Принимаются меры по сдерживанию роста доходов населения.
Намеченный на первые 100 дней комплекс мер исходит из того, что бюджетный дефицит удастся сократить до запланированного уровня и что успешными окажутся меры по связыванию денежной массы. Предполагается также согласованность действий союзных республик, проявление доверия со стороны населения. Однако если эти предпосылки не удастся обеспечить, потребуются гораздо более жесткие и болезненные меры, к осуществлению которых также нужно быть готовыми.
После осуществления чрезвычайных мер первых 100 дней обстановка в народном хозяйстве серьезно изменится. Как население, так и предприятия и организации большинства отраслей народного хозяйства окажутся в новых условиях...
В отличие от предыдущих, концепция настоящей Программы учитывает принципиально новую политическую ситуацию: провозглашение республиками своего суверенитета не позволяет разрабатывать единую для всех детальную программу из центра.
Фактически процесс реформ уже идет в этом направлении.
В июне 1990 г. Совет министров СССР издал законы "Об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью", "О ценных бумагах", в августе – "О мерах по созданию и развитию малых предприятий", "О мерах по демократизации народного хозяйства", "О мерах по формированию общесоюзного валютного рынка и о налогах на экспорт и импорт".
Борис Федоров [23] (1999)
Далеко не все в программе вызывало единодушное согласие участников. Я прекрасно помню, что Г.Явлинский и Н.Петраков проповедовали идею массовой иностранной помощи (товарные интервенции, финансовые "инъекции")... Я же выступал против опоры на помощь извне, и этот раздел удалось существенно смягчить.
На последнем этапе нашей работы возник вопрос о том, что будет какое-то секретное приложение к программе. Делал его Е.Ясин по согласованию с Г.Явлинским, а от меня его утаивали. Тогда я потребовал показать мне это приложение и был удивлен, что под эффективным "секретным оружием" подразумевалась тривиальная конфискационная денежная реформа.
Егор Гайдар (2006)
Советская политическая элита сорвала возможность союза М.Горбачева и Б.Ельцина, основой которого могла стать программа 500 дней. Сама программа была документом не экономическим, а политическим, в том виде, в котором была написана, шансов на реализацию не имела.
После того, как этот вариант развития событий под давлением руководства правительства, КГБ и армии, был заблокирован, стало ясно, что крах неизбежен.
Закончился первый этап консультаций, организованных Международным валютным фондом и Европейским экономическим сообществом, о возможности поддержки процесса перехода СССР к рынку. Всего в СССР побывало около ста экспертов. Они встречались с представителями советских политических, деловых кругов, побывали в союзных республиках, на предприятиях и в организациях. По результатам собранных материалов эксперты готовят доклады, которые должны быть представлены соответственно на совещании на высшем уровне стран - участниц "Общего рынка" в Риме и на совещании в рамках Международного валютного фонда в ноябре этого года.
"Известия", октябрь 1990 г.
Леонид Абалкин [24] (1990)
В последнее время по всем проектам мы проводим экспертизу с ведущими специалистами Запада. Наши решения по антимонопольному законодательству, малым предприятиям, акционерным обществам имеют очень хорошие заключения западных экспертов. Практически, мы не затрачиваем на это валюту, участие западных специалистов финансируют правительственные органы, банки, различного рода фонды - в частности, фонд Сороса.
Вагит Алекперов (1996)
В то время, к середине 1990 года, процесс распада плановой экономики зашел так далеко, что уже не мог обеспечить более или менее сносное функционирование отрасли.
Когда был принят закон о государственном предприятии и началось реформирование министерств, я предложил тогдашнему главе Миннефтегазпрома СССР Леониду Филимонову (в то время я был его заместителем) концепцию создания нефтяной компании на базе министерства. К этому времени я посетил некоторые крупнейшие нефтяные компании мира ("Аджип", "Бритиш Петролеум", "Шеврон"), изучил их структуру и пришел к выводу, что нефтяную отрасль необходимо перестроить по принципу вертикальной интеграции. В принципе идея была та же, что и у Виктора Черномырдина, который незадолго до этого создал концерн "Газпром". Но в газовой отрасли вся вертикаль – добыча, транспортировка, сбыт – находилась в ведении одного министерства. У нефтяников же было иначе: добычей и транспортом нефти ведало одно министерство, нефтепереработкой – другое, а вся сбытовая сеть – от нефтебаз до бензоколонок – входила в систему Госснаба.
Чиновники разных министерств не смогли договориться между собой, и общегосударственную корпорацию создать не удалось.
Олег Греченевский (2003)
Еще в 1985 году (или еще раньше) началась борьба за власть внутри КГБ – между внешней разведкой и контрразведкой. В октябре 1988 года в Москве произошел переворот (которого никто не заметил) - Чебриков уступил пост председателя Крючкову! К концу 80-х годов вся правящая советская элита вдруг осознала, что без валюты она жить не может! И тогда все пришли к Крючкову: "Приди и володей нами!" (если грубо утрировать, конечно…).
С 1989 года "совместные" предприятия стали расти, как грибы после дождя, за границу пошли эшелоны с цветным металлом и всем, что только можно продать за валюту. Одного золота тогда пропало больше тысячи тонн, никто не знает, куда оно делось…
В Советский Союз пошла валюта. В частные руки.
Пол Хлебников (2001)
В начале 80-х советский золотой запас составлял 1300 тонн (в те дни около 30 млрд. долл.). Всего за два года, с 1989-го по 1991-й, большая часть этого золотого запаса (около 1000 тонн) была продана. В то же время валютные резервы Советского Союза упали с 15 млрд. долл. в начале правления Горбачёва до 1 млрд. в 1991 году... Можно утверждать, что в 1990-1991 гг. Советский Союз за счёт бегства капитала потерял около 20 млрд. долл.
Анатолий Собчак (1990)
Я не думаю, что до отставки правительства Рыжкова у парламентариев есть шанс узнать что-нибудь новое об АНТе.
В условиях лимитированного распределения товаров (которое сохраняется в руках министерств) отдельным лицам предоставляется право при минимальной или просто фиктивной переработке сбывать полученный продукт по "договорным" ценам, хотя он изготовлен из государственного сырья, купленного по государственным расценкам. Получаемые при этом барыши достигают тысяч процентов. Особенно фантастические прибыли дает использование "лимитированных каналов", предоставляемых соответствующими ведомствами, ведающими внешнеэкономическими связями. Здесь каждый рубль может принести сотни, а иногда и тысячи рублей.
Схема осуществляемых операций выглядит предельно просто.
Одна тонна металлолома стоит на внешнем рынке от 100 до 200 долларов, а на внутреннем что-то около 90—150 рублей. Приобретя у предприятия металлолом по вышеприведенной цене, предприятие (в данном случае АНТ) продает товар в Западную Европу. Речь пойдет о бартерной сделке. В этом случае деньги на счета предприятия не поступают, но организация в обменном порядке закупает на внешнем рынке товары на эту же сумму.
Теперь произведем элементарный расчет цен: одна тонна металлолома стоит 150 долларов. Немного устаревший, но вполне современный компьютер IBM PC XT при цене на внешнем рынке, равной 800 долларам, может быть продан на внутреннем рынке за 20—25 тысяч рублей. Можно этот компьютер усовершенствовать, добавив программу (взятую или купленную за минимальную цену где-либо). Тогда это будет уже "переработанный" товар и его цена повысится до 40 тысяч рублей.
Другими словами, от четырех до шести тонн металлолома стоимостью на внутреннем рынке от 500 до 1000 рублей дают возможность получить около 40 тысяч рублей. Один рубль приносит от 50 до 100 рублей дохода. Ни одному капиталисту такое и не снилось.
Обязательным условием этой операции является получение разрешения на бартер или лицензии на экспорт сырья. АНТ вдруг получает исключительное и практически неограниченное право на безлицензионный вывоз и бартерные сделки.
Запомнились документы, свидетельствовавшие о ведении переговоров относительно продажи крупной партии новых советских истребителей (600 штук!) в одну из стран Ближнего Востока, а также о возможных поставках обогащенного урана. Поразительно, что какому-то государственно-кооперативному объединению, возникшему на основе небольшого заурядного кооператива при одном из авиационных заводов, где и работали-то всего несколько десятков человек, оказывается такое внимание со стороны правительства.
Рыжков оправдывался: мол, мы ж не предполагали, что они додумаются до продажи оружия!.. Но из документов следовало, что продажа оружия тоже санкционирована союзным правительством. И если речь идет не об оружии, зачем оговаривать, что таможенный досмотр на грузы, перевозимые этим концерном, не распространяется, зачем давать поручение зампреду КГБ оказывать АНТу всяческое содействие?
Я обвинил правительство в том, что именно оно создает подобные структуры и нарушает закон. Подписи Рыжкова, его замов Гусева и Каменева, а также других правительственных чиновников наглядно свидетельствовали об этом. Мне жаль было Николая Ивановича, когда на парламентской трибуне премьер-министр самой мощной (по крайней мере, в военном отношении) державы стал оправдываться с рыданиями в голосе, как ребенок, уличенный в нехорошем проступке. В цивилизованных странах после подобного кабинет министров уходит в отставку.
Тот факт, что АНТ 99 или 98 процентов всех прибылей сдавал в государственную казну, дела не меняет.
Сергей Кара-Мурза (1998)
По оценкам экспертов, в 1990 г. была вывезена 1/3 потребительских товаров.
Пример: зимой 1991 г. к премьер-министру В.С.Павлову обратилось правительство Турции с просьбой организовать по всей территории Турции сеть станций технического обслуживания советских цветных телевизоров, которых имелось уже более миллиона. По официальным данным, из СССР в Турцию не было продано ни одного телевизора.
В мае 1991 г. был представлен проект Закона "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий". Готовился он в закрытом порядке, все попытки организовать обсуждение в печати или хотя бы в руководящих органах КПСС были блокированы (этого не могли добиться даже консервативные члены Политбюро). На заседании Комитета по экономической реформе ВС СССР, где обсуждался законопроект перед вынесением на голосование в ВС, не были заслушаны даже эксперты, которым премьер-министр поручил анализ проекта. Закон был проведен через голосование в ВС СССР практически без прений. В момент принятия Закона оказалось, что статья об общенародном характере собственности на промышленные предприятия была давно исключена из Конституции СССР без обсуждения, среди множества мелких поправок.
Закон о приватизации по сути ликвидировал не только советскую хозяйственную систему, но и в целом общественный строй (дело было еще глубже - это был поворот на иную, нежели прежде, цивилизационную траекторию).
Александр Яковлев (1990)
"Христос, как известно, в своё время изгнал фарисеев, т.е. купцов и менял, из храма, предназначив свою религию бедным. Было это около двух тысяч лет назад. И лишь полтора года назад, через несколько веков после Реформации, Ватиканом было публично признано, что только заработанное богатство помогает очищению души и ведёт в рай, что предпринимательство надо поддерживать, ибо оно облегчает положение человека на этом свете, даёт ему средства к возвышению." (Аплодисменты)
Из стенограммы XXVIII съезда КПСС
Андрей Грачев (2001)
Многочисленные критики, укорявшие Горбачева за то, что не избрал стратегию Дэн Сяопина, делают вид, будто не понимают, что важнейшим компонентом "китайской модели" были и показательно свирепое подавление студенческой демонстрации на площади Тяньанмэнь, и безоговорочное подчинение всех членов китайского руководства воле их лидера. Любые проявления разномыслия в окружении Дэн Сяопина, как, скажем, попытки завести речь о "советском пути" реформы и привлечь внимание к опыту перестройки, пресекались самыми жестокими методами, заимствованными у Мао Цзэдуна. (Нетрудно представить себе возможную судьбу главного редактора "Советской России" после публикации письма Нины Андреевой или генерала Макашова, публично оскорбившего своего главнокомандующего, последуй Горбачев их призывам поучиться у китайских товарищей.)
Сергей Кургинян (2011)
На 27 съезде КПСС команда Горбачева стала терять внутреннее единство.
"Ретрограды, консерваторы, охранители" - сила 1. Ассоциируется с Лигачевым. Кое-кто называл Егора Кузьмича "колуном Андропова", но я считаю - он был не так прост, раз сумел привлечь на свою сторону и партийных ортодоксов, и тех, кто позиционировал себя как "русская партия".
Сила 2 – "рыночники". Рыжков, Павлов, Аганбегян, Абалкин, Ситарян и многие другие, выступавшие за экономические реформы "а ля Китай" под руководством партии. Фактически за капитализм под красным флагом, хотя это вслух не произносилось.
Сила 3 – "постиндустриалисты". Прокофьев, Шенин и ряд товарищей, считавших: партия должна стать коммунистической не только по форме, но и по содержанию, и - сохранить власть. То есть вести не рыночные, а постиндустриальные реформы.
Сила 4 – "разрушители КПСС изнутри" - "яковлевцы".
Перечисленные мною силы только оформлялись тогда - не конфликтуя и даже не размежевываясь. Всех еще устраивали туманные сентенции Горбачева о социализме с человеческим лицом (гуманном, демократическом и т.д.). Сам же он с опаской наблюдал, как набирает потенциал противодействия Лигачев, в Рыжкове видел конкурента, третьей силы ("постиндустриалистов") не понимал. И все больше тяготел к Яковлеву.
Ладно, назовем Горбачева Макиавелли своего времени. Оставаясь год от года во все большем меньшинстве, он, манипулируя элитой КПСС, отнимал у нее все новые политические возможности. А она? То, что она не сняла Горбачева на 28 съезде, на последующих пленумах, когда было уже ясно, что он уничтожает КПСС и страну, увы, говорит о многом.
Андрей Грачев (2001)
По подсчетам статистиков перестройки, в общей сложности при Горбачеве сменилось практически четыре состава членов Политбюро.
Сергей Кургинян (2011)
А по сколько раз менял обкомовскую номенклатуру?! Не опираясь, как Сталин, на "черные воронки", репрессивный аппарат, обратите внимание. Нет, никакой Горбачев не "слабак", "Мишка меченый", "комбайнер", "подкаблучник". Михаил Сергеевич блестящий политик, но совершенно губительный для страны.
Притворялся простым, своим. Я внимательно наблюдал, как он ведет пленумы, разговаривает с партийным активом. В его глазах было бесконечное презрение. Это же человек с биографией комбайнера, из народа, явно не герцог, не граф, не князь. Играл с соратниками по партии, как кот с мышами. Когда хотел - мягко трогал лапой, чуть ли не облизывал. А потом - цап-царап! И пиши пропало.
Ксения Мяло, выдающийся политолог и очень тонкий наблюдатель, для объяснения ситуации использовала образ из "Маугли": "Некритическое восприятие происходящего, податливость к манипулированию… Да это же танец удава Каа перед бандерлогами!"
*** *** ***
Андрей Фурсов (1998)
Один из уроков гибели СССР и проекта Красного Модерна заключается в том, что правящая элита должна стараться жить антикапиталистически. Проблема формирования верхов, адекватно воплощающих и реализующих антикапиталистический социум как целое, по-видимому, одна из наиболее серьезных проблем Красного Проекта, его конструкторов и архитекторов. СССР эту проблему не решил.
Александр Яковлев (1998)
Политика перестройки имела свою специфику, которая наложила на все события и свою печать. В чем она состояла? В том, что мы не могли открыто сказать о наших далеко идущих намерениях. Вынуждены были говорить, что неизбежные экономические преобразования идут на благо социализма, о политических – то же самое.
Анатолий Собчак (1995)
Представим себе на минуту, что, придя к власти в 1985 году, Горбачев стал бы говорить об общечеловеческих ценностях (т.е. либерально-демократических ценностях западного мира, всегда отвергавшихся коммунистической идеологией как буржуазные) или об отказе от идеи мировой социалистической революции и даже о принятии теории конвергенции двух систем как фундаменте общего развития цивилизации, т.е. все то, о чем он стал говорить в 1990 и 1991 годах. Его судьба была бы решена без промедления.
Валентин Павлов (1994)
На рубеже 90-х годов нам удалось отработать теорию и механизм рыночного перехода. Если приподняться над событийной текучкой, то суть того времени сводилась к следующему: в повестке дня стояла буржуазно-демократическая революция.
Борис Ельцин (2001)
То, что мы обозначаем громоздкими словами "перестройка" или "рыночные реформы", в западной печати называется просто и ясно: демократическая революция. У нас же такое определение переходного периода совершенно не прижилось.
Революция, даже мирная, - это все-таки жесткая ломка старого уклада жизни. Такие быстрые изменения всего на свете – формы собственности, государственного строя, мировоззрения, национальной идеологии и интересов, даже границ – не могли не вызвать в обществе шок. Не могли не потрясти самые основы государственной машины.
Андрей Илларионов (2010)
Большой переход к свободному обществу подразумевал осуществление трансформации (по крайней мере, по представлениям двадцатилетней давности) в трех основных сферах: в экономике, национально-государственном устройстве, политической системе.
В сфере экономики процесс хозяйственной либерализации был начат М.Горбачевым с принятием в 1986-90 гг. пакета законов - об индивидуальной трудовой деятельности, о государственном предприятии, о кооперации, о банках и банковской деятельности, а также ряда постановлений ЦК КПСС и Совмина СССР, в т.ч. о совместных предприятиях, о переводе предприятий на хозрасчет и т.д.
В сфере национально-государственного устройства радикальные меры по ликвидации внешней империи (за пределами СССР) были предприняты М.Горбачевым.
В сфере политической системы изменения революционного характера с радикальной политической либерализацией, освобождением политических заключенных, созданием протодемократических институтов, установлением системы прямых выборов в 1986-90 гг. были совершены М.Горбачевым.
Михаил Горбачёв (2009, 2011)
Меня часто спрашивали: потерпела ли Перестройка поражение? Я как политик, который возглавлял ее, конечно, проиграл. Но Перестройка победила. Потому что благодаря тактическим, политическим ходам нам удалось дойти до "пункта невозврата".
Перестройку сорвали. Силой сорвали, остановили. Но то, что было сделано в рамках перестройки, осталось: демократия, свободные выборы, свобода религии, частной собственности, выезда. Гласность - такое было завоевание, что вся страна содрогалась от этой гласности. Нормализовали отношения с США, объединили Германию.
Вячеслав К. (2002)
[ - А знал ли о планах Андропова кто-нибудь, кроме него самого?]
Американцы, безусловно, знали, - но только первую часть плана Андропова, только то, что на самом деле было тактикой. Поэтому все силы бросили на торможение плана превращения СССР в сверхкорпорацию.
Что касается второй, стратегической части создания "Лонжюмо", - думаю, тогда об этом они не догадывались. В Союзе какие-то кусочки знали многие.
Я тоже, хоть и непосредственно участвовал в процессе, видел лишь отдельные элементы. В более-менее целостную картину они сложились лишь позже, когда мне пришлось вместе с моими коллегами разрабатывать план того, что, реализованное по другому сценарию, получило название "ГКЧП".
(Окончание следует)
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
Примечания:
[1] Н. Шмелев – академик РАН, бывший народный депутат СССР.
[2] А. Грачев – бывший пресс-агент М.С. Горбачева.
[3] А. Фурсов – социолог
[4] Л. Шебаршин – бывший начальник Первого главного управления КГБ СССР
[5] Г. Шахназаров - член-корреспондент АН СССР, депутат Верховного Совета СССР, помощник Генерального секретаря ЦК КПСС, советник Президента СССР и прочее.
[6] О. Греченевский – неформал.
[7] С. Земляной - бывший консультант отдела пропаганды ЦК КПСС.
[8] Вячеслав К. – бывший офицер КГБ СССР
[9] Н. Биккенин – член-корреспондент РАН, бывший член ЦК КПСС, зам. зав. отделом ЦК КПСС, народный депутат СССР, главный редактор журнала "Коммунист – "Свободная мысль".
[10] Н. Петраков – академик АН СССР, бывший помощник Генерального секретаря КПСС и Президента СССР
[11] А. Илларионов – бывший руководитель группы анализа и планирования при председателе правительства России, бывший советник Президента России.
[12] В. Буковский – бывший советский диссидент "в законе", обмененный на Луиса Корвалана.
[13] Дж. Мэтлок – бывший посол США в СССР.
[14] А. Михник - главный редактор "Газеты Выборчей", сподвижник Леха Валенсы.
[15] А. Черняев - бывший помощник генерального секретаря ЦК КПСС и президента СССР по международным делам
[16] Л. Замятин – бывший посол СССР в Великобритании.
[17] Епифан – бывший офицер КГБ СССР и МБ РФ.
[18] В. Яковлев – министр юстиции СССР, главный государственный арбитр СССР, директор Института советского государственного строительства и законодательства при ВС СССР и проч.
[19] Ю. Емельянов – писатель
[20] В. Пяткявичюс – писатель
[21] О. Калугин – бывший народный депутат СССР, лишенный указом Президента СССР наград и чинов генерал КГБ СССР.
[22] В. Медведев - бывший член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС, член-корреспондент АН СССР
[23] Б. Федоров – бывший консультант ЦК КПСС, министр финансов РСФСР
[24] Л. Абалкин - бывший зам председателя совета министров СССР, член президиума АН СССР, член ЦК КПСС, народный депутат СССР и прочее.
Источник - Война и Мир
Комментариев нет:
Отправить комментарий