четверг, 21 июня 2012 г.
Грузинский опыт информационной войны
Автор этих строк уже обращался к теме российского культурного и информационного присутствия на постсоветском пространстве. Объективные условия создают очень значительные предпосылки для успешной экспансии российской прессы и искусства в ближнем зарубежье.
По данным последних социологических опросов, в странах СНГ и Грузии 90% респондентов владеют русским языком, 96% - хотят, чтобы их дети знали его1.
С большими трудностями при проведении информационной политики в ближнем зарубежье сталкиваются другие постсоветские государства. Они не только вынуждены часто играть на информационном поле России, но также ограничены в самих средствах подобной деятельности. Исторические условия и современное экономическое состояние позволили нашей стране создать сильную систему СМИ и лучше сохранить индустрию массовой культуры, которая не имеет аналогов в постсоветских государствах.
В случае, если какое-либо государство ближнего зарубежья идет на информационную конфронтацию с Россией, ему приходится искать нестандартные подходы к культурно-информационной экспансии, а также защите своего информационного пространства от неизбежного российского влияния. Именно с этой проблемой столкнулась Грузия после вступления в конфронтацию с Российской Федерацией.
Основой новой информационной стратегии республики стало использование внутренних ресурсов стран-противников, т.е. не попытки создать или купить адекватную информационную машину, но использовать для защиты собственных интересов существующие в других странах идеологические и политические течения.
Важную роль в защите грузинских интересов на постсоветском пространстве играет неолиберальное интеллектуальное сообщество. Либеральные идеи были значительно скомпрометированы в ходе кризисных 1990-х гг., поэтому включение их в грузинский «государственный миф» стало важнейшим событием для любого их постсоветского сторонника. Постреволюционная идеология Грузии, основанная на сокращении государственного регулирования экономики, шумной борьбе с коррупцией, массированном привлечении западных инвестиций, стала «благой вестью» (Евгений Ясин)2 для многих либералов бывшего СССР.
В целом не следует преувеличивать успехи грузинской информационной экспансии в России. Имидж республики среди россиян находится после войны 2008 г. в наихудшем состоянии. По данным социологического исследования 2012 г., в восприятии россиян Грузия занимает 1-е место в рейтинге недружественных стран (41%), опережая даже США (35%) и Латвию (26%)3.
Однако гораздо более позитивное отношение современная Грузия и режим М.Саакишвили вызывает в кругах, где более популярна неолиберальная идеология, в т.ч. в экспертных сообществах и среди гуманитарной интеллигенции. Применительно к России эти настроения выражаются в апологетических материалах в прессе соответствующего направления («Новая Газета», «Коммерсант», «Эхо Москвы» и др.), работах экспертов, включая нашумевшую книгу Л.Бураковой4.
«Миф о Грузии» в меньшей мере проник в культурное пространство. Единственным известным автору российским примером его использования является почти забытый сейчас монолог Жванецкого «Покажите нам Грузию…», в котором излагались основные штампы грузинской пропаганды. Вообще же в искусстве мифология грузинских реформ заслоняется опытом войны 2008-го, о которой много написано и снято несколько популярных фильмов.
В настоящее время грузинская пропаганда с использованием либеральных СМИ России стала органично дополняться работой собственно грузинских проектов, в т.ч. телеканала ПИК. Также официальный Тбилиси и подконтрольные ему НПО проводят различные мероприятия, ориентированные на журналистов и экспертов, конференции и семинары на территории Грузии. Следует подчеркнуть, что идейная обработка иностранных журналистов и экспертов при личных контактах является сильной стороной современной грузинской информационной политики.
Ключевыми направлениями грузинской медийной и идейной экспансии сейчас являются Центральная Россия, как пространство работы органов власти и редакций ведущих СМИ, Северный Кавказ и другие республики Закавказья, как направление геополитической экспансии.
Недавно вышло подробное исследование Я.Амелиной эффективности грузинской пропаганды в российских северокавказских республиках5. «Грузия стала восприниматься в качестве примера для подражания, причем не только в социально-экономической, но и в общественно-политической сфере. Об этом открыто и по собственной инициативе говорят местные политики, предприниматели, адвокаты, гражданские активисты, и, что наиболее тревожно - рядовые граждане» - пишет автор.
Важную роль в грузинской региональной стратегии играет политика безвизового въезда в страну для граждан приграничных территорий, однако, по оценкам самой Амелиной, подобная практика играет минимальную роль в формировании позитивного имиджа Грузии из-за незначительной величины людского потока. Основной эффект дают чисто пропагандистские механизмы, а также адресная работа с экспертами и журналистами.
Аналогичная пропагандистская работа ведется в Армении, но там, судя по всему, основной целевой аудиторией является бизнес, который планируется привлечь в Грузию. Подобная работа уже дает существенный эффект, т.к. сами власти республики порой осуществляют те или иные меры со ссылкой на «позитивный опыт Грузии»6.
Говоря об информационном противостоянии Грузии и России важно учитывать, что грузинская сторона имеет важное преимущество, проистекающее из свойств политической системы.
Российская среда отличается высоким уровнем свободы информационной деятельности, в т.ч. прогрузинской пропаганды, которая не может быть пресечена чисто полицейскими мерами. В России, вопреки западным стереотипам, бизнесмен может участвовать в акциях внесистемной оппозиции, а на следующий день получать офис в Сколково7. Однако в Грузии такая ситуация невозможна, т.к. власть практикует достаточно жестко подавление чужой или просто антиправительственной информационной активности.
Однако Россия имеет другое важное преимущество в информационной борьбе с Грузией – реальные достижения «российского проекта». За последние 12 лет российскому государству удалось добиться экономического и социального роста, сокращения преступности, в т.ч. коррупции, не прибегая к одиозным и спорным по эффективности мерам, которые использовала во внутренней политике Грузия.
Именно Россия, несмотря на все свои недостатки, сегодня демонстрирует наиболее высокие на постсоветском пространстве стандарты жизни, благосостояния и общественного плюрализма, чего не может изменить какая-либо информационная война.
Автор - Мендкович Никита Андреевич, историк, экономист, эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».
1.Сайт холдинга РОМИР 31 мая 2012 Опрос 12 тыс. чел. в 11 странах проведен по заказу Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.
2.Ясин Е. Предисловие // Буракова Л.А. Почему у Грузии получилось? М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2011. С. 6.
3.«Отношение россиян к другим странам» //Пресс-выпуск "Левада-Центра" от 16 июня 2012 года.
4.Буракова Л.А. Почему у Грузии получилось? М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2011. Критический анализ книги см. в: Станевский Ф.И. Грузинские реформы и слон в кунсткамере. // Новое Восточное Обозрение (НовВО). Открытый дискуссионный журнал, 6 июля 2011. Его же Грузинские реформы и либеральная политика Бураковой. // НовВО, 17 июля 2011. А также Мендкович Н.А. Почему у Грузии не получилось? Части 1-4 // НовВО, 10-27 октября 2011.
5.Амелина Я. "Северная Осетия, Дагестан, Ингушетия, Чечня - равнение на Грузию?" // Регнум, 16 июня 2012.
6.См. Шария Г. "Реформы" в Грузии - стоит ли копировать Саакашвили // «Научное общество кавказоведов», 9 января 2012.
7.Кроме того, можно обратить внимание на то, что в России считается нормой выступление внесистемной оппозиции даже в СМИ, принадлежащих госкомпаниям.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий