вторник, 3 апреля 2012 г.

Рано или поздно тайное становится явным


Рано или поздно тайное становится явным — это аксиома. Но происходит это не само по себе, а благодаря людям. Человек, который раскрыл секреты фирменной «кухни» БАБа, два года входил в «близкий круг» Березовского. Да это и понятно: ведь Никита Чекулин не только выступил в Лондоне главным свидетелем по делу о взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске, но и оказался в центре аферы под кодовым названием «Покушение»


После широковещательных заявлений Бориса Березовского о том, что он уже полтора года занимается подготовкой свержения российского «антиконституционного режима», официальный Лондон пригрозил беглому олигарху лишением статуса политического беженца. Но дело в том, что британские власти, если бы захотели, могли бы сделать это давным-давно. Ведь БАБ — Борис Абрамович Березовский, он же в британских документах Платон Еленин, — превратился из лица, разыскиваемого Интерполом, в официального политического изгоя в результате мошеннической комбинации. Целой стратегической операции, жертвой которой в очередной раз стало правосудие. На этот раз — Соединенного Королевства.

Впрочем, рано или поздно тайное становится явным — это аксиома. Но происходит это не само по себе, а благодаря людям. Человек, который раскрыл секреты фирменной «кухни» БАБа, два года входил в «близкий круг» Березовского. Да это и понятно: ведь Никита Чекулин не только выступил в Лондоне главным свидетелем по делу о взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске, но и оказался в центре аферы под кодовым названием «Покушение». Она-то и позволила бывшему «владельцу заводов, газет, пароходов», ударившемуся в бега, избежать экстрадиции в Россию.

Вот, что рассказал об этом «Известиям» Никита Чекулин.

известия: Как вы попали в Лондон и как познакомились с Березовским?

Никита Чекулин: В двух словах я не в состоянии описать ту тягостную атмосферу, в которой оказался в 2000 году. Тогда меня, инженера-механика про профессии, назначили и.о. гендиректора НИИ «Росконверсвзрывцентр». Этот институт с непроизносимым названием, несмотря на то что подчинялся Минобразованию, занимался утилизацией боеприпасов. В соответствии с программой конверсии мы получали от военных взрывчатые вещества и направляли их в промышленность. Едва я приступил к своим обязанностям, как начались проверки, которые вскрыли страшные вещи. Выяснилось, что мой предшественник, человек, мягко говоря, более чем практичный, реализовал «на сторону» почти 11 тысяч тонн взрывчатки... Куда она уходила, не знаю. Не буду утомлять вас деталями, но, вопреки логике, уголовное дело — и не одно! — было возбуждено против меня. Это преследование продолжалось более года, и в конце концов старший лейтенант, к которому меня вызвали на очередной допрос, честно признался: «Никита Сергеевич, это наша с вами далеко не последняя встреча». Я понял, что с меня в ФСБ так просто не слезут, и стал искать радикальные пути выхода из патового положения. Тут-то как черт из коробочки и объявился известный олигарх!

известия: То есть инициатива вашего отъезда в Лондон исходила от Березовского?

Чекулин: Да, он сам вышел на меня и пригласил к себе... Загнанный в угол, я вместе с 11-летним сыном прилетел 2 марта 2002 года в Лондон. Люди Березовского встретили меня и в тот же день привезли к нему в офис. Олигарх сидел на диване и первым делом попросил у меня удостоверение личности. Изучив его, тут же взял быка за рога. Сказал, что в Россию мне возвращаться никоим образом нельзя и что мне надо выступить на пресс-конференции, посвященной презентации сделанного французами по его заказу фильма «Покушение на Россию». Мне предстояло публично подтвердить, что взрывы жилых домов в 1999 году якобы организовали российские спецслужбы.

известия: И вы согласились?

Чекулин: А что мне оставалось делать? Мне вручили бумагу, которую я должен был огласить на презентации. Потом я узнал, что все формулировки о «причастности российских спецслужб» были изобретены Александром Гольдфарбом, главой Фонда гражданских свобод и ближайшим соратником Березовского... По сути дела я оказался главной приманкой пресс-конференции. Единственным реальным свидетелем, к тому же приехавшим неожиданно из Москвы. Ни малейшего доказательства участия ФСБ в организации терактов ни у меня, ни у кого-либо не было. Вся эта история о том, что «ФСБ взрывает Россию», была придумана исключительно как провокация. Это вполне соответствует моральным качествам БАБа, отличающегося абсолютным цинизмом и готового на любую спекуляцию.

известия: Короче, после этого Березовский вас обласкал...

Чекулин: Он умеет завоевывать доверие к себе людей и тут же делает их слепо зависящими от него... Едва познакомившись со мной, олигарх обещал взять на себя наше проживание с сыном в Лондоне. Через Фонд гражданских свобод мне начали перечислять по 10 тысяч долларов в месяц. Вполне нормальная для жизни на Западе сумма, правда, вскоре она стала уменьшаться, как сугроб под мартовским солнцем. Поначалу мне общение с Березовским было интересно. Но со временем я понял, что люди интересуют его только как средство. Сам олигарх любит подчеркивать, что занимается прежде всего политикой. Но политика, в его понимании, это не более чем вид бизнеса. Примером тому — последние события на Украине. Не стоит думать, будто Борис Абрамович поддерживает руководство этой страны исключительно из благородных убеждений и веры в демократию. «Оранжевая революция» для него тоже элемент бизнеса. Кредо Березовского: политика — как механизм делания денег. Но вот действия этого механизма раздавили и изуродовали судьбы многих людей.

известия: И вашу в том числе?

Чекулин: Отчасти... Когда же я увидел, как олигарх обошелся с Николаем Мельниченко, я окончательно все понял, прозрел. Мельниченко, майор украинских спецслужб, записал на диктофон откровения президента Кучмы и бежал, прихватив пленки, на Запад. Березовский, собирающий компромат на всех и вся, извелся, стремясь заполучить этот шпионский архив, в котором были свидетельства против многих украинских политиков. Однако Мельниченко не дал обвести себя вокруг пальца — ведь БАБ, патологически жадный, собирался приобрести украинский архив за грош, чтобы заработать потом на нем миллионы... Короче, ни одно из своих обещаний, данных Мельниченко, Березовский не сдержал, и разжалованный майор вынужден был улететь в Америку на деньги, которые я — только я один! — ему одолжил. По пути в аэропорт Мельниченко предупредил меня: «Рано или поздно, Никита, с тобой поступят так же: выкинут на свалку...» Тогда-то я и решил приобрести диктофон и записывать все мои разговоры с олигархом и его вассалами. У меня набралось кассет на сотню часов как минимум. Это моя единственная гарантия безопасности, хранящаяся в надежном месте. Впрочем, о наглом мошенничестве, благодаря которому Березовский получил в Великобритании политическое убежище, я готов рассказать прямо сейчас.

известия: Не боитесь?

Чекулин: Надоело бояться! Пусть олигарх беспокоится... А дело было так. В конце 2002 года Российская прокуратура направила запросы на экстрадицию Березовского и бывшего гендиректора ЛогоВАЗа, а ныне миллионера-романиста Юлия Дубова. Сперва БАБ и в ус не дул, но, когда 24 марта 2003 года их с Дубовым арестовали, задергался. Вскоре, правда, выпустили под залог. Но Березовскому требовалось срочно убедить англичан не выдавать его. Как? Вся надежда была на перебежчика из ФСБ Александра Литвиненко. Тот, набивая себе цену в глазах запаниковавшего олигарха, все твердил о якобы готовящемся Лубянкой покушении на Березовского. Сперва БАБ это не воспринял серьезно, а потом — поверил. Незадача была только в одном: оставалось обнаружить засланного Москвой «киллера». И тогда вспомнили обо мне.

известия: Почему именно о вас?

Чекулин: Как-то, разговаривая с Литвиненко, я обмолвился, что у меня есть друг в ФСБ, условно назовем его «Юрой». Литвиненко с энтузиазмом доложил об этом Березовскому, и вскоре вся «команда» начала уговаривать меня вызвать «Юру» в Лондон. Дескать, им нужен «свой человек» в ФСБ, за эту услугу олигарх готов заплатить немало денег... Я догадался о ловушке: стоило бы только моему товарищу прилететь на остров, как Березовский и Ко тут же заверещали бы о «кремлевском агенте, присланном убить борца за демократию». Короче, я наотрез отказался от предательства. К тому же Березовский узнал, что я ищу пути возврата на родину. Мне к тому времени уже основательно надоела вся эта лондонская камарилья. Чтобы не дать мне выехать из Великобритании, у меня отобрали паспорт... И тут случилось невероятное!

...На пресс-конференции в лондонском «Меридьен-отеле» 2 апреля 2003 года Борис Березовский и Юлий Дубов бойко отвечали на вопросы журналистов. После «прессухи» я спускался по лестнице, когда ко мне подошел подтянутый мужчина в светло-сером костюме. Он заговорил о какой-то чепухе. Выяснилось, что он был русским иммигрантом, уроженцем Казахстана. Мы вместе спустились в холл, и тут мне позвонил Владимир Воронков, помощник Березовского: «Узнай, кто с тобой разговаривает! Спроси его номер телефона! Это агент ФСБ!» «Человек в сером» спокойно представился: «Теплюк Владимир Иванович». И дал записать свои координаты. Он рассказал, что уже четыре года дожидается в Великобритании статуса политбеженца, что у него были какие-то проблемы в постсоветском Казахстане, что он занимается мелким бизнесом, подрабатывает то тут, то там... В общем, выживает как может и хватается за любую возможность заработать.

известия: Иначе говоря, ни на какого «агента» он при всем желании не походил... Почему же тогда в окружении Березовского решили, что он «засланный казачок»?

Чекулин: Теплюк был мужчиной рослым, статным, с мужественным, джеймсбондовским лицом. В общем, Березовский не случайно решил представить Теплюка «московским агентом». Выйдя из гостиницы, я набрал номер Воронкова и рассказал о моем знакомстве с «человеком в сером». Помощник БАБа остался доволен и сказал, что мне перезвонит Ришар, начальник личной охраны олигарха.

известия: Француз? В Великобритании?

Чекулин: У Березовского вся охрана одни французы. Кстати, это я их вооружал. Приобрел для них пневматические пистолеты российского производства, использовать огнестрельное оружие при частной охране в Англии запрещено... Так вот, дальше! Через месяц Ришар дал мне маленький — шпионский — диктофон и показал, как им пользоваться. Мне предстояло встретиться с красивым Теплюком еще раз, скажем, поужинать с ним. Мы договорились о встрече, на которую вместе со мной пошли Юлий Дубов и мой двенадцатилетний сын. Борис Абрамович и Литвиненко провели со мной перед этим установочную беседу, возбужденно твердили: «Это гэбэушная игра!» Однако в тайском ресторане на Пикадилли-серкус, где мы встретились, Теплюк заговорил о том, что он ищет возможностей для совместного бизнеса, что познакомиться с окружением олигарха ему, мелкому жучку, посоветовала какая-то знакомая... Детский лепет! Теплюк охотно фотографировался с нами и вовсе не был похож на хрестоматийного «агента». Обычный авантюрист, которых так много в лондонской русской общине... Но вскоре с ним захотел познакомиться и Литвиненко. Тот, видимо, истомился по прежней работе и заверял БАБа, что в два счета разоблачит Теплюка...

известия: Простите, а запись-то, которую вы должны были сделать по заданию Ришара-охранника, получилась или нет?

Чекулин: Когда мы возвращались со встречи с Теплюком, Дубов отобрал у меня диктофон. Потом Юлий сказал, что техника нас подвела и запись не получилась. Но я не открыл вам главного: мой сын взял с собой тогда другой диктофон и параллельно записал все до последнего слова. Ей-богу, я не знал об этом, но мальчонка, игравший в тот вечер «в партизан», показал мне, как надо себя вести с Березовским и его людьми... Ценность этой записи состоит в том, что в ходе всей беседы не было поднято ни одного острого вопроса, не прозвучало никаких намеков на то, что господину Березовскому кто-либо угрожает.

известия: Ну а Литвиненко? Он по-прежнему придерживался версии о готовящемся покушении на Березовского?

Чекулин: Еще как! Как-то мы шли по мосту Ватерлоо через Темзу вместе с Литвиненко, и тот объяснил мне, что в советские времена именно тут КГБ уколол болгарского диссидента Маркова зонтиком с ядовитым шариком, введенным под кожу. Убежден, как раз тогда у Литвиненко и родилась эта бредовая идея об «отравленной ручке», которой якобы ФСБ собиралась убить Березовского... Оставалось только расколоть на признание о «готовящемся покушении» Теплюка! 20 мая мы опять с ним встретились. На этот раз в пиццерии в Сохо. Со мной пришел Литвиненко, который с ходу принялся раскалывать псевдоагента. Первым делом Литвиненко сбил с толку «бизнесмена»: «Ваш бизнес легальный?» На что Теплюк, растерявшись, признался: «Нелегальный». Тогда Литвиненко принялся раскручивать собеседника на всю железку. Заявил обмершему Теплюку, что знает его истинное лицо. В общем, надо колоться, а то хуже будет! Литвиненко вербовал по полной программе: «Мы тебе поможем получить политическое убежище... На Россию служить — пустое дело... Дадим денег, в обиде не будешь!..» И Теплюк «поплыл». Все остальное — дело чистой техники... С этого момента меня как ненадежного от дальнейшего проведения операции отстранили. Но я знаю, что 18 июня Литвиненко сопроводил Теплюка к Джорджу Мензису, одному из адвокатов Березовского. Вероятно, именно тогда «человек в сером» и признался, что заслан Кремлем, чтобы убить олигарха отравленной ручкой во время суда.

известия: Прямо в зале суда?

Чекулин: Да. Думаю, эту бредовую версию бывший фээсбэшник Литвиненко разрабатывал вместе с Дубовым, любителем детективов. Да и сам Борис Абрамович мастер на разные приколы. Не исключаю, что такой сценарий могли ему подсказать и в британской спецслужбе Мi-5, с которой у Березовского есть контакт... Получилось же так, что в начале сентября на очередном судебном заседании на предмет высылки из Соединенного Королевства Березовского и Дубова их адвокат Клэр Монтгомери заявила о готовящемся убийстве олигарха прямо в зале суда. И начала утверждать, что защита располагает прямыми доказательствами. Тут же британская пресса разразилась сенсационными сообщениями о том, что «киллер из СВР раскаялся и явился с повинной». 9 сентября английское МВД приняло решение о предоставлении Березовскому политического убежища. Сам олигарх признался потом журналистам, что от выдачи России его спасло разоблаченное, несостоявшееся убийство.

известия: Что стало потом с Березовским, мы знаем. А что делает сейчас «шпион» Теплюк?

Чекулин: К его «явке с повинной» британские власти отнеслись весьма благосклонно и оставили дутого киллера на свободе. А Борис Абрамович, получив желаемое, сделал объектом своей традиционной комбинации «грэйт кидалово» и Теплюка. Насколько знаю из первых уст, ему обещали за услуги дом в Лондоне, но — я убежден — он и тридцати сребреников не получил. Ведь один из принципов Березовского: обещания касаются только тех, кому они даются. По моим данным, сегодня Теплюк живет по тому же адресу, что и раньше. И по-прежнему торгует кроссовками, боясь как смерти британских налоговых служб.

известия: Получается, что Березовскому удалось обвести вокруг пальца британские власти. Неужто они настолько наивны, чтобы поверить в россказни торговца барахлом — такого человека, как Теплюк?

Чекулин: Будем честными: все поведение британцев говорит о том, что им только недоставало повода, чтобы не выдавать Березовского России. Естественно, соответствующие службы туманного Альбиона великолепно знали и знают кто есть кто. Однако им нужно было сделать вид, что они поверили разыскиваемому правосудием олигарху... Все это чисто английское «покушение» было абсурдно изначально. И подобная пародия на законность, к сожалению, может продолжаться до тех пор, пока Борис Абрамович Березовский будет оставаться на свободе.

Источник -  Известия.РУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий