Сначала – 7 сентября исчез на 14 часов премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху. Просто – вышел из своего рабочего помещения и пропал. По слухам, вброшенным через израильские СМИ, премьер на частном самолете некоего бизнесмена (чтобы никто не догадался) слетал в Москву, где обсудил то ли с Дмитрием Медведевым, то ли с Владимиром Путиным проблему ядерного сотрудничества России и Ирана. И, конечно, во время тайного визита обсуждался «Артик Си» – очевидно, было бы очень странно, если бы лидеры двух стран вообще не поговорили о столь знаменитом транспортном средстве. 12 сентября израильский министр Дан Меридор прямо подтвердил, что Нетаньяху побывал-таки в Москве, а российский премьер Путин на встрече с «Валдайским клубом» прозрачно (насколько он вообще это умеет) намекнул на то же самое – на вопрос «что вам про это известно?» ответил что-то типа «а вам что известно?». Все сразу все поняли.
Здесь, правда, снова возникают проклятые вопросы. Понятно, что тайной становится предмет переговоров. Но зачем скрывать сам факт визита? Это, как правило, делается в двух случаях: а) если в месте визита нельзя достоверно обеспечить безопасность гостя; б) если визитер встречается с каким-то субъектом, о котором никогда и ни за что нельзя говорить его избирателям. Но все недавние израильские премьеры много бывали в Москве, и ничего им тут особо не угрожало – значит, п. а) не работает. б) имел бы отношение к делу, если б Нетаньяху по большой нужде заглянул бы, скажем, на сходку наших воров в законе. Да и еще один вопрос животрепещет: если так уж скрываете, зачем даете официальному министру Меридору проговориться?
В общем, пахнет это дело дезинформацией. Влитой во всемирные уши хитрыми израильтянами по договоренности и согласованию с нашими. И я б не удивился, если б потом выяснилось: премьер Нетаньяху был, на самом деле, в Иране. Или – у любовницы. Или – у любовницы в Иране. Так ведь тоже бывает. По крайней мере, в политических триллерах, всё стремящихся оказаться менее изобретательными, чем жизнь.
А пока Нетаньяху изображал секретный визит в Москву, корреспондент «Комсомольской правды» Николай Варсегов отправился искать следы «Артик Си» в Архангельск. Следов не нашел: родные и близкие членов геройского экипажа сказались больными и/или перепуганными и общаться со столичным журналистом отказались. А в ночи, в провинциальной гостинице Варсегов и вовсе получил телефонный звонок: город тут у нас криминальный, возвращался бы ты в свою Москву.
О чем говорит путешествие Варсегова? Во-первых, никакой государственной тайны в истории с «Арктик Си» нет. Иначе «Комсомольская правда», любимая газета В. В. Путина, все бы знала заранее и никого никуда бы не посылала. Во-вторых, некая криминально-коммерческая тайна в этой истории может быть. Иначе зачем местным людям прятаться от Варсегова и ему же потом угрожать?
А теперь вернемся к нашему незабытому Михаилу Войтенко, бывше-нынешнему главному редактору Интернет-издания «Морской бюллетень». Который, по его версии, скрылся от злых российских спецслужб и крутой морской правды в далекий, как звезда, и дешевый, как воздух, сказочный Таиланд.
Сейчас, впрочем, я практически уверен, что ни от каких спецслужб Войтенко не бежал. Почему? А вот почему.
1. Человек, которому грозят спецслужбы, никогда не отправится убегать за границу авиатранспортом. Ибо в международных аэропортах те самые спецслужбы контролируют всё. И еще там есть компьютер, в который заносятся данные о людях, представляющих для спецслужб особый интерес. Ставится так называемый «сторожок», который бывает нескольких видов, в основном – «информировать» или «задержать». И как только потенциальный беглец начинает пересекать государственную границу, «сторожок» сразу срабатывает. После чего несчастный оказывается в лапах тех, от кого бежит. Нет, уходить от государственной погони надо на поезде, а еще лучше – на автомашине. Чтобы на границе не было никакого компьютера со «сторожком». И отправляться не в Турцию, а в какую-нибудь Белоруссию с Украиной. А там уже – на все четыре стороны, если есть желание и возможности.
2. Если человек – тем паче взрослый и обремененный информационным опытом – не боится спецслужб, он никуда не бежит. Если же действительно, за совесть боится – прочно ложится на дно. Михаил Войтенко на всем протяжении своего побега откровенно рекламировал места своего пребывания, а сейчас известил весь мир о своем новом мобильном телефоне и электронном адресе. Он сделал это, находясь в Таиланде, где полно русских, а среди этой полноты вполне могут и формально-неформальные спецслужбистские представители.
3. Публичные показания г-на Войтенко по ходу дела последовательно менялись. Сначала он сообщил миру, что «в ночь на 2 сентября ему позвонили друзья, которые сообщили, что некие влиятельные люди после событий вокруг Arctic Sea хотят отомстить». Чуть позже он в ответ на вопрос «Михаил, вам угрожали лично, или кто-то из знакомых вас предупредил?» возвестил:
«Да, лично. О том, что это за структуры, мне бы не хотелось распространяться. Вот представьте, вы гражданин России и живете в России. И вам звонят после всей этой истории с Arctic Sea и спрашивают «Михаил Дмитриевич?». – Я отвечаю: «Да». – «Вам представиться или вы догадаетесь, кто это?» – спрашивают. Я отвечаю: «Да лучше не представляйтесь». Ну и дальше объяснили мне, что и как».
Стало быть, если вы гражданин России и живете в России, то никогда не уточняйте, кто вам звонит – таков рецепт от Михаила Войтенко. Сразу убегайте в Стамбул. Если сможете. Иными словами, версия тщательно шлифовалась до максимального правдоподобия. Но так и не дошлифовалась.
Кто бы что ни говорил, у меня нет сомнений, что ни от какой «кровавой гебни» Михаил Войтенко не скрывается. Хотя не исключено, что определенные неудобства история с «Артик Си» ему создала. Может быть, редактор «Морского бюллетеня» действительно знает что-то лишнее о той самой криминально-коммерческой подоплеке истории с похищением. И не хочет выступать свидетелем по уголовному делу. Чтобы не раскрывать случайных источников и окончательно не запутаться в показаниях.
Вы спросите – а при чем тут оружейный торговец Виктор Бут, которого я упомянул в первой части этих заметок?! Возможно, и вовсе ни при чем. Но, с другой стороны, будучи патриотом и любителем гражданских свобод, он мог помочь г-ну Войтенко обустроиться в заоблачном Бангкоке. Чтобы не заставлять морского редактора собирать деньги по далеким русским судовладельцам, чем Войтенко нынче начал заниматься.
Еще некоторые заведомо провокационные вопросы вызывает и компания Solchart Management, которой вроде бы принадлежит «Арктик Си». Все ее владельцы имеют российские корни, но постоянно проживают в Финляндии. Офис компании находится в Хельсинки. Solchart откровенно не процветает: оборот компании в 2007 году составил 24 млн. евро, а в прошлом году упал почти вдвое. Причем: стоило скандалу с сухогрузом выйти на публичную поверхность, тут же выяснилось, что у Solchart вообще нет никаких денег – даже на зарплату морякам. «Пассивов значительно больше, чем активов», – бухгалтерски безупречно сообщил 1 сентября СМИ официальный, хотя и безымянный представитель компании.
Странный какой-то перевозчик стратегических грузов, не правда ли?
В общем, отчетливо понять, что случилось со злосчастным «Артик Си», невозможно. Можно только догадываться. Версий у меня пока две.
Первая. На сухогрузе везли таки вполне рыночную контрабанду – в солнечный Алжир или по дороге туда. По ходу дела контрабанда стала предметом криминальных разборок.
Вторая. Обедневшие владельцы судна вместе с предбанкротными пиратами решили сами у себя все похитить, чтобы получить вознаграждение – выкуп, страховку, а может, то и другое сразу.
Но весь мир все-таки готов поверить, что везли оружие в Иран. А почему?
А потому, что российская политика давно стала не просто заложницей, а продолжением разнокалиберных бизнес-состязаний. И если завтра мы услышим, что где-то у нас списали по остаточной балансовой стоимости и передали частному охранному предприятию старое советское ядерное оружие – мы ведь не очень удивимся, правда. Только поморщимся: опять!
Вот отсюда и берутся международные приключения со всякими «Артик Си». И эти приключения, по большому счету, только начинаются.
Станислав Белковкий
Часть - первая
Комментариев нет:
Отправить комментарий