Генпрокуратура РФ вчера озвучила по сути новую версию убийства бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, в ноябре прошлого года скончавшегося в лондонской клинике от отравления редким радиоактивным материалом полоний-210. Сделали это следователи не сами, а через журналистов. Вечером в воскресенье в очередном выпуске телепередачи «Вести недели» на госканале "Россия" был показан репортаж о некоем знакомом Литвиненко -- "Петре", который вместе с погибшим в свое время якобы оказался втянутым в аферу, благодаря которой Борис Березовский смог получить политическое убежище в Великобритании.
Этот человек, являющийся теперь важным свидетелем по «делу Литвиненко», рассказал корреспонденту, что его вынудили объявить себя агентом ФСБ, направленным в Лондон для покушения на Березовского. В дальнейшем аудиозапись с этими признаниями была предоставлена британскому суду, решавшему вопрос об экстрадиции Березовского в Россию, и стала одним из оснований для отказа российским следователям. Таким образом, Литвиненко и этот человек стали свидетелями блефа Березовского, убедившего английские власти, что на родине его преследуют по политическим мотивам и пытаются устранить. Соответственно, как отметили авторы телесюжета, появилась новая версия, согласно которой Литвиненко могли убрать за то, что он слишком много знал о Березовском.
[... ] Фамилия [свидетеля] не называется, однако говорится, что он находится под защитой Генпрокуратуры и Скотланд-Ярда из-за опасения, что его ждет участь Литвиненко, поскольку вместе с убитым он якобы стал свидетелем блефа, обеспечившего Березовскому политубежище в Великобритании. По словам свидетеля, Литвиненко в 2002--2003 годах пытался убедить его дать показания, будто он агент ФСБ, направленный в Лондон для покушения на Березовского, его соратника Юлия Дубова и самого Литвиненко. По словам свидетеля, он отказался, и тогда ему подмешали в кофе психотропные вещества и сфальсифицировали аудиозапись с «признаниями». Потом эти материалы Литвиненко предоставил суду, решавшему вопрос об экстрадиции опального олигарха, и они позволили Березовскому избежать экстрадиции и получить от властей Британии статус политического беженца. Отношения свидетеля с Литвиненко испортились, а позже он заметил, что за ним ведется слежка, ему начали поступать угрозы, и он обратился за защитой в Скотланд-Ярд и Генпрокуратуру РФ. А когда по заявлению свидетеля началось официальное расследование и полицейские якобы захотели пообщаться с Литвиненко, тот вдруг умер, как теперь выяснилось, от отравления. [... ]
Березовский опознал таинственного свидетеля
Свидетель "Петр" в эфире "Вестей недели". Кадр ТК
"Россия"
|
По мнению Березовского, таинственного свидетеля (в эфире российских телеканалов он выступил под именем Пётр) зовут Владимир Теплюк. Он живет в Лондоне и якобы уже давно преследует эмигранта-олигарха.
Во вчерашнем интервью Теплюк (если это он) рассказал, как Литвиненко заставлял его выступить в прессе, представившись агентом ФСБ, посланным убить Березовского.
Записанные переговоры Теплюка с Литвиненко якобы стали главным доводом для британского суда, давшего убежище Березовскому. Как предположил в эфире таинственный свидетель, олигарх убил Литвиненко, чтобы скрыть всю эту историю.
***
"Таинственный Владимир Теплюк (слева) у лондонского суда
вместе с Никитой Чекулиным. Теплюк еще не знает, что станет киллером с
Лубянки"
|
«А 9 сентября МВД Англии приняло решение о предоставлении Березовскому политического убежища. Борис Абрамович, комментируя это, объявил журналистам, что решающую роль сыграло его несостоявшееся убийство», – приводил слова Чекулина Хинштейн.[...]
Признание "убийцы Березовского"
Блеф ради политубежища
Петр находится под государственной защитой сразу двух
стран
|
Смесь плохо скрываемого раздражения и испуга на лице во время пресс-конференции, – надо полагать, результат общения со следователем. Допрос вел англичанин в присутствии российского коллеги. Вопросы, переданные англичанам еще три месяца назад, задавали на английском, переводили на русский. Олигарх вновь говорит, что Александра Литвиненко отравили агенты Кремля, его самого тоже хотят отравить.
"Я считал необходимым встретиться, потому что моей единственной задачей является найти тех, кто убил моего друга. В данном случае, к сожалению, это перешло в личную плоскость", - заявляет Березовский.
Страшилку о шпионах и ядах на самом деле придумал как раз Александр Литвиненко. Было это, если верить рассказу нашего собеседника, четыре года назад. Петр – назовем его так – находится под государственной защитой сразу двух стран, причем агенты Скотленд-Ярда охраняют его по просьбе Генеральной прокуратуры России.
Весной 2003 года жизнь Бориса Березовского в Лондоне была проблемной. Его всерьез собирались экстрадировать, а в марте даже арестовали и выпустили лишь под залог в 200 тысяч долларов. Березовский, вероятно, понимал, что если ничего срочно не придумать, то выдача России неминуема. Петр тогда часто посещал суды по делу Березовского, так как сам намеревался просить в Британии политического убежища. В один из дней он познакомился с Никитой Чекулиным – тогдашним соратником опального олигарха.
"На следующую встречу пришел Чекулин с приятелем. Тот представился: "Саша Литвиненко". И этот Саша прямо с первых же слов заявил мне: "Мы тебя узнали. И моя жизнь и жизнь Бориса Березовского находится в великой опасности. Ты есть полковник КГБ. И я точно тебя узнал: ты за мной следил два дня назад в аэропорту Хитроу. А Борис Березовский мне сказал, что он тебя видел в Генеральной прокуратуре России". И что якобы моя цель – совершить покушение на жизнь Березовского", - рассказывает Петр.
Он говорит, что пытался объяснять, что никакой он не агент и сам добивается статуса политбеженца. Литвиненко ответил: неважно. Признайся, что ты должен отравить Березовского ядом, спрятанным в авторучку, а мы заплатим два миллиона фунтов.
"Они предлагали, что когда мы это все обсудим, то я должен буду сделать обоснованное, широкое заявление для спецслужб Великобритании, которое потом они растиражируют в прессе. Признаться нужно было в планах убийства Березовского. Они говорят: "Мы так представим, что ты решил этого не делать, встретился с нами и нам это все рассказал", - рассказывает Петр.
Услышав отказ, Литвиненко предложил встретиться еще раз и поднял сумму гонорара до 5 миллионов. В итоге встреч было больше десятка, гонорар вырос до 40 миллионов. Одну из последних встреч Петр запомнил особенно. Сидели в ресторанчике, пили кофе.
"За кофе ходил Литвиненко, мы сидели с Дубовым. И вот в тот вечер, когда они задумали более активно действовать, они, видно, что-то мне подсыпали в кофе", - вспоминает Петр.
Голова закружилась, внимание рассеялось. Литвиненко позвал его к адвокату, якобы для консультации. Адвокат попросил подробно рассказать, в чем суть предложения Литвиненко. Петр рассказал. А в конце августа 2003 года в британских газетах появляются статьи "На Березовского готовилось покушение". Процесс экстрадиции остановили, а в начале сентября олигарх получил политическое убежище. Вскоре после этого Петр в последний раз встретился с Литвиненко. Тот позвонил и сказал: у тебя проблемы, приезжай к нам в офис.
"Адвокат Березовского успел сказать мне при нашей встрече в офисе: "Молодой человек, 70% успеха того, что Борис Березовский получил убежище, - это та информация, которую вы дали Александру Литвиненко". Тут мне стало ясно, что они как-то путем монтажа всяких аудиозаписей смогли что-то где-то предоставить и добиться того, что кому-то захотелось в это поверить", - рассказывает Петр.
Во время той встречи ему вновь предложили: расскажи, что ты агент ФСБ и готовишь покушение на Литвиненко и Дубова. Петр отказался, и добавил: Я в принципе встречаться с вами больше не намерен".
"И в это время у Александра Литвиненко начался психический срыв. Он схватил дубовый стол за края и буквально перед всеми несколько раз ударил головой об этот стол с криками: как вы не понимаете, что если мы не добьемся этого заявления, Дубова экстрадируют в Россию, а вслед за ним и всех нас! Александр Литвиненко набрал телефон Березовского, начал обсуждать с ним сложившуюся ситуацию, и я услышал, как Березовский ответил ему, что идите на все его условия", - рассказывает Петр.
Но он никаких условий не выдвигал, а просто уехал домой. Потом Петру стали звонить, угрожать, за квартирой следили. И летом 2006 года он обратился к российским и британским силовикам за защитой. В заявлении он написал, что его пытались отравить. Через три месяца стало известно об отравлении Литвиненко.
Если рассказ Петра – правда, то становится ясно, что имели в виду следователи Генпрокуратуры, когда заявляли, что для отечественного правосудия Александр Литвиненко был ценным свидетелем. А еще становится ясно, что стоит за громкими заявлениями о "русском следе" в деле о смерти бывшего офицера.
"Следствие покажет. Но я категорический противник всяких спекуляций в ходе следствия. С таким же успехом мы можем говорить, что следы ведут в Лондон. Не зря же сейчас в Великобритании работают наши следователи. Но мы же этого не говорим. Что касается нашего следствия, то мы его ведем достаточно скрупулезно. У нас есть несколько версий. Одна из них достаточно основательная, рабочая. Но следствие – это вещь непредсказуемая, поэтому мы тщательно работаем по всем версиям и исследуем все обстоятельства", - подчеркивает заместитель генпрокурора России Александр Звягинцев.
В принципе, Березовского, да и всех, кто скрывается от правосудия в Британии, должен был обеспокоить и такой момент: на прошлой неделе делегация российской Генпрокуратуры в третий раз за полгода приехала в Лондон. Общались с коллегами из королевской прокуратуры, британским МВД и Скотленд-Ярдом. Обсуждали расследование конкретных уголовных дел, исполнение следственных поручений. Крайне важно, что говорили о том, что давно пора модернизировать европейские Конвенции о выдаче преступников и о правовой помощи по уголовным делами. Обе были приняты еще полвека назад, в разгар противостояния Восточного и Западного блоков, а оттого безнадежно устарели – выходит, что банального уголовника можно при необходимости назвать политическим беженцем.
"Договорились, в частности, провести в Москве совместную учебу, в которой примут участие сотрудники Королевской прокурорской службы, МВД и Скотленд-Ярда. Кроме того, в целях борьбы с доходами, полученными преступным путем, договорились провести встречу в Москве с коллегами из других западноевропейских государств, на которую будут приглашены сотрудники Скотленд-Ярда. Мы почувствовали со стороны МВД интерес к подписанию меморандума о сотрудничестве с Генеральной прокуратурой", - отмечает Александр Звягинцев.
За шесть часов общения следователь задал Березовскому более ста вопросов и столько же уточнений, потому что практически на половину вопросов он не ответил. Можно лишь догадываться, о чем промолчал олигарх. Следователи комментариев не дают.
Британские политики, кстати, еще в январе заявили, что расследование дела Литвиненко вот-вот завершится. Но оно продолжается и по сию пору. Видимо для английских следователей не всё в этой истории однозначно, и вопрос "кому выгодно" для них по-прежнему остается открытым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий