В печати появились комментарии, в которых допускается возможность повторения «грузинского сценария» в Украине. Такая ситуация связывается с наличием в Севастополе базы ЧФ и претензиями россиян к Крыму.
Попытаемся взглянуть на возможность силового сценария в отношениях России и Украины, учитывая определенные отличия между положением Киева и Тбилиси.
Механическое сравнение Грузии и Украины оставляет много вопросов. Ведь для российского вмешательства в грузинские дела были свои предпосылки. Присутствуют ли они в Украине (в таком же объеме)?
Во-первых, основанием для вмешательства были конфликты между грузинами с одной стороны и абхазами с осетинами - с другой. Вековечная резня грузинов и осетин является типичным межэтническим конфликтом, который происходит в условиях постоянно насыщенного оружием кавказского региона. Здесь вам и кровная месть, и генетическая ксенофобия, и отсутствие любых цивилизованных норм в отношении к врагу. Это еще не Руанда, но уже близко.
Когда в двух селах друг напротив друга грузины и осетины ложатся спать и просыпаются с мыслью об истреблении соседей, это, к счастью, мало напоминает кухонно-языковые дрязги украинского сорта. Никто же не режет россиян в Крыму, так же как русские крымчане не живут ради набегов на украинские села Херсонщины.
Во-вторых, для России Грузия является самой обычной колонией, которая имела статус союзной республики. Поставить на место грузин - дело чести для российских генералов и никто не упрекнет их за это.
Отношение россиян к Украине значительно более противоречиво. Здесь и ненависть к «оборзевшим хахлам», и признание Киева как «Матери городов русских», а значительной части украинских земель - как колыбели российской государственности. Такое диалектическое противоположное восприятие может повлиять на принятие решений относительно силового сценария.
Есть еще такой важный момент, как «география войны». Органы центральной власти и управления Украины находятся на Печерске, и трудно представить, что российская авиация будет бомбить Киево-Печерскую Лавру. Или, пытаясь уничтожить центральный офис СБУ, случайно попадет в Софийский собор?
Так же сложно представить боевые действия в Харькове или Одессе, где значительная часть жителей является русскими. Или, может, одесситы и представители Донецка встретят генерала Шаманова с цветами в руках?
В-третьих, участие российского бизнеса в украинских делах значительно более глубоко, чем в Грузии. Большие и малые олигархи вбухали столько средств в украинские предприятия, чтобы потом отдать их на растерзание Генштабу? Одна только МТС зарабатывает столько средств на украинских потребителях...
В-четвертых, Россия может эффективно воевать с Украиной путем сугубо экономических, энергетических инструментов. Это мы уже несколько раз видели и знаем, что в 21-ом веке «рука «Газпрома» весит больше, чем установка «Град». К тому же, война с Украиной сделает невозможным «золотой» для России экспорт энергоносителей в Европу. И что тогда?
В-пятых (или, может, во-первых?), в России есть миллионы семей, которые имеют родственников в Украине. И это значительно больше, чем грузинская диаспора с традицией моноэтнических семей. Очень сомнительно, что все «русские украинцы» (или «украинские россияне») одобрительно встретят такую военную операцию. Это уже будет гражданская война, и тогда поддержка действий Путина и Иванова может быть не такой ощутимой.
Поэтому, готовясь к жестокой войне с «Газпромом» и «Первым каналом», не стоит смотреть на небо, ожидая Су-25. А стоит учесть другие, более реальны угрозы со стороны Москвы.
Источник: rus.4post.com.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий