воскресенье, 15 апреля 2012 г.

Экспансия постсоветской России в Арктике

Экспансия постсоветской России в Арктике имеет важное геополитическое значение и, в частности, стратегическое значение для российской экономики. Глобальное потепление и связанное с этим таяние арктических льдов открывает перед Россией новые экономические перспективы. Они связаны как с освоением месторождений нефти и газа на арктическом шельфе, так и с развитием судоходной магистрали Северного морского пути.

Благодаря са́мой протяжённой береговой линии в Северном Ледовитом океане, Россия занимает лидирующие позиции в арктическом регионе. Чтобы сохранить их, ей необходимо закрепить за собой как можно бо́льшую часть шельфа Северного Ледовитого океана, на который претендуют не только граничащие с Арктикой страны, но и другие морские державы.
Описание

Арктика

Арктика (греч. ἄρκτος — «медведь», по созвездию Большой Медведицы; греч. ἄρκτικός — «северный») — северная полярная область земного шара, включающая окраины материков Евразии, Северной Америки и почти весь Северный Ледовитый океан, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.

В Северном Ледовитом океане, площадь которого 13 млн км², хорошо развита область шельфа с глубинами менее 200 м. Эту область занимают Баренцево, Белое, Карское моря, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское море.

Согласно трактовке БСЭ, Арктика разделена на пять секторов, основанием которых служат крайние точки северных континентальных границ России, США, Канады, Дании и Норвегии, вершиной — северный полюс, а боковыми гранями — соединяющие их меридианы.[1]

По данным последних исследований, в недрах Арктики сосредоточено 30 % неразведанных мировых запасов природного газа и 13 % нефти.[2] Кроме нефти и газа на шельфах арктических морей обнаружены также следы залежей золота, олова, алмазов, платиноидов и др.[3]


Морское право

Таяние арктических льдов и открывающиеся в связи с этим новые экономические перспективы спровоцировали новый передел Арктики. В этом процессе принимают участие не только страны арктического региона, но и другие морские державы.[4]

Суверенные права государств на море регулирует Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.[5] Она определила понятие континентального шельфа. Согласно Конвенции, к шельфу относится морское дно и недра до «внешней границы подводной окраины материка».

Минимальная установленная Конвенцией протяжённость континентального шельфа составляет 200 морских миль (примерно 370,4 км) от береговой линии. В этих пределах государства обладают всеми предусмотренными для шельфа правами, даже если фактически подводная окраина материка находится ближе к берегу.[6]

Чтобы заявить свои права на ресурсы, расположенные за пределами 200-мильной зоны, государству необходимо определить подводную окраину своего материка и представить данные исследований в Комиссию по границам континентального шельфа при ООН.[5] Вопросы делимитации смежных государственных границ Конвенция не регламентирует, относя это к компетенции самих государств, которые решают их в переговорном порядке.[5]

В связи со сложностью определения внешних границ расширенного континентального шельфа, пока ни одна страна не установила такие границы.[7] Институционально-правовая структура арктического региона на сегодняшний день также находится в стадии формирования.[8]

Хребты

Дно Северного Ледовитого океана разделено несколькими мощными подводными хребтами. Три из них — хребты Ломоносова, Менделеева и поднятие Альфа — отличаются континентальной геоструктурой.[1] Определение подводных окраин материков, примыкающих к Северному Ледовитому океану, упирается в вопрос геологической принадлежности этих образований.[9][10][11]

Самым крупным из них является хребет Ломоносова. Он пересекает океан в центральной части — от Новосибирских островов до острова Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге. Протяжённость хребта примерно на 1800 км, его ширина от 60 до 200 км.[1]

Владения

Россия

Полярные владения СССР

Границы владений СССР в Арктике были установлены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». Этот документ отнёс к советским территориям все земли и острова, расположенные к северу от арктического побережья СССР между меридианом 32° 4' 35" в. д. и меридианом 168° 49' 30" з. д.[12] Советский полярный сектор в Арктике занимал наиболее обширную территорию — около 9 млн км², из них 6,8 млн км² приходилось на водное пространство.[1]

Поводом для пересмотра границ стала ратификация Россией в феврале 1997 года федеральным законом № 30-ФЗ[13] Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Конвенция позволила претендовать на расположенные дальше 200 миль от берега недра всем странам, которые докажут, что они залегают на их континентальном шельфе.

Теперь при определении своих владений России приходится отталкиваться от своих береговых границ и данных исследований дна Северного Ледовитого океана.[4] Протяжённость нынешнего арктического побережья России составляет 22,6 тыс. км, это более чем в два раза превышает длину арктического побережья всех остальных сопредельных государств (38,7 тыс. км).[14]

Ресурсы

Начальные суммарные ресурсы углеводородов континентального шельфа России составляют около 100 млрд т условного топлива, из которых около 80 % — газ. Основные ресурсы углеводородов (около 70 %) сосредоточены в недрах Карского, Баренцева и Печорского (юго-восточная часть Баренцева моря между Новой Землёй, островами Колгуев и Вайгач) морей. В недрах Баренцева и Карского морей преобладают газ и конденсат, в Печорском море — нефть.[15] В настоящее время Россия разрабатывает два месторождения на арктическом шельфе — Штокмановское[16] (Штокманское) и Приразломное.[15]

В российском секторе Арктики проживает 1,5 % населения России. Этот регион обеспечивает около 11 % национального продукта России и 22 % в общем объёме экспорта страны.[17]

Борьба за шельф

В 2001 году Россия первой из стран-участниц Конвенции ООН по морскому праву направила в Комиссию ООН представление об определении внешних границ своего шельфа. Речь в российском представлении идёт не только об Арктике, но и о Беринговом и Охотском морях.[6] Российская сторона ссылается на то, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением Сибирской континентальной платформы. Комиссия ООН по границам шельфа требует представить веские доказательства их континентальной природы.[10]

2 августа 2007 года в ходе российской полярной экспедиции «Арктика-2007» глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» погрузились на дно Северного Ледовитого океана и установили флаг России на поверхности хребта Ломоносова. Главной задачей экспедиции был сбор доказательств того, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, являются геологическим продолжением российского континентального шельфа.[18]

Установка флагов была крайне негативно встречена представителями США и зарубежных европейских стран, претендующих на принадлежность хребта Ломоносова к их материковой части. Представитель госдепартамента США Том Кейси выразился так:[10]

Я уж не знаю, что они там установили на дне океана — металлический флаг, резиновый или простыню. В любом случае это не даёт претензиям русских на океанический шельф законные основания. США относятся к этим претензиям весьма скептически.
Окончательная уточнённая заявка России на свой арктический шельф будет готова к 2013 году.[7] Если ООН её удовлетворит, Россия сможет получить право на дополнительные 1,2 млн км² площади в Арктике[7] с запасами углеводородов 9—10 млрд т условного топлива.[10]

США

Современную арктическую область США составляют территории к северу от Полярного круга и территории к северу и западу от границы, формируемой реками Поркупайн, Юкон и Кусковим. Сюда относится цепь Алеутских островов, а также все смежные моря, включая Северный Ледовитый океан и море Бофорта, Берингово и Чукотское моря. Площадь полярных владений США — 0,126 млн км².[14]

В последние годы представители США заявляют, что Северный полюс связан с Аляской.[11] Однако Соединённые Штаты пока не присоединились к Конвенции ООН по морскому праву[19] (конвенция ими подписана, но не ратифицирована). Поэтому они де-юре не могут предъявлять права на свой сектор Арктики.[11]

Американская Стратегия арктической безопасности предполагает постоянное морское присутствие США в Северном Ледовитом океане и развёртывание системы ПРО в Арктике.[20] Стратегия взаимодействия США с Россией, Данией, Норвегией и Канадой состоит в заключении с арктическими соседями двусторонних договоров об освоении Арктики.[21] Расширение НАТО и распространение его влияния на государства Северной Европы и Прибалтики даёт США дополнительную возможность контролировать ход политических процессов в Арктическом регионе.[8]

Соглашение Бейкера-Шеварднадзе

СССР и США разграничили свою морскую границу в 1990 году. 1 июня 1990 года в Вашингтоне министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе и государственный секретарь США Джеймс Бейкер подписали соглашение о линии разграничения морских пространств.[22]

При решении вопроса о разделе арктических морей у России и США было два пути — поделить владения по срединной линии или применить положения американской конвенции 1867 года об уступке Аляски. В итоге был выбран второй вариант. Линия разграничения была проведена не через середину Берингова моря, а по «западной границе», упоминаемой в русско-американской конвенции 1867 года.[23]


В результате под юрисдикцию США попало около 70 % площади Берингова моря, что соответствует 13,2 тыс. кв. морских миль.[23] В том числе промысловые районы, где российские рыбаки исторически вели промысел минтая. По данным Госкомрыболовства, продуктивность утраченной территории составляла 200 тыс. тонн минтая ежегодно.[24]

Писатель Александр Солженицын в своей книге «Россия в обвале» назвал это соглашение «второй Аляской».[25] Николай Рыжков, в 1985—1990 годах председатель Совета министров СССР, констатировал в 2002 году:[26]

Это произошло как-то скоропалительно. Просто поддались, чтобы задобрить Америку.
США ратифицировали этот документ сразу после подписания. Российские законодатели не ратифицировали его до сих пор. В 2002 году при Совете Федерации РФ была создана рабочая группа по пересмотру соглашения Бейкера-Шеварднадзе.[24]

Канада

Канада определяет свою арктическую область как территорию, включающую водосборный бассейн территории Юкон, все земли севернее 60° с. ш. и область прибрежных зон Гудзонова залива и залива Джеймса. Площадь полярных владений Канады — 1,43 млн км².[14]

В 2006 году премьер-министр Канады Стивен Харпер объявил утверждение канадского суверенитета в Арктике одним из приоритетов правительства Канады.[27] В 2007 году Харпер призвал президента США Джорджа Буша признать суверенитет Оттавы над Северо-Западным проходом из Атлантического океана в Тихий через североамериканский арктический архипелаг.

Канада отстаивает свои права на этот путь с 1973 года, вынашивая планы строительства военной базы и глубоководного порта. По мнению же Вашингтона, Северо-Западный проход должен оставаться открытым для международной навигации.[28]

Канадские вооружённые силы регулярно проводят в Арктике военные учения, включая стрельбы с применением боевых патронов и снарядов.[27] Надежды Канады на расширение арктических владений связаны с хребтом Ломоносова — по мнению представителей Канады, он является продолжением канадской территории.[9]


Норвегия

Арктическую территорию Норвегии образуют районы Норвежского моря севернее 65° с. ш. Промышленные запасы углеводородов в Норвегии были открыты в 1960-е годы. Разведочные скважины в Северном море показали наличие богатых запасов нефти и дали начало крупному производству нефти и газа. Позднее месторождения были обнаружены и в Норвежском и Баренцевом морях. Основная добыча сосредоточена в Норвежском море, на шельфе центральной Норвегии.[29]

Конвенция ООН по морскому праву дала Норвегии возможность претендовать на часть континентального шельфа Шпицбергена, богатого углеводородами. В 2009 году Норвегия стала первой страной, чья заявка на расширение континентального шельфа была одобрена Комиссией ООН. Норвежцам удалось узаконить приращение своего шельфа на 235 тыс. км².[30] До этого площадь полярных владений Норвегии составляла 0,746 млн км².[14]

Норвегия является третьим экспортером нефти и газа в мире после Саудовской Аравии и России. Запасы нефти в Норвегии оцениваются в 8,5 млрд баррелей, это 0,7 % от мировых запасов (18-е место в мире по нефтедобыче), запасы газа — 2,5 млрд м³ (1,2 % от мировых запасов, 13-е место).[31]


Шпицберген

С начала XX века на Шпицбергене производилась промышленная добыча угля американскими, английскими, норвежскими, российскими и шведскими предприятиями. В 1920 году международное сообщество признало политический суверенитет Норвегии над островами. Однако архипелаг является демилитаризованной зоной и в рамках подписанного тогда в Париже многостороннего международного Шпицбергенского трактата все его страны-участницы имеют право на свободную экономическую деятельность в территориальных водах Шпицбергена — рыбную ловлю, охоту, занятие судоходным, промышленным и горным делом.[32][33]

В 1935 году к договору присоединился и СССР[33] (по состоянию на 2008 год он подписан более чем 40 странами мира).[34] Норвежский стортинг (парламент) в 1947 году признал, что СССР, наряду с самой Норвегией, имеет особые экономические интересы на Шпицбергене. Сегодня на архипелаге сохраняются лишь норвежские и советские/российские поселения, а также пять польских исследовательских станций с совокупным постоянным персоналом 10 человек.[35]

Постоянное население российского посёлка Баренцбург около 500 человек, это второй по величине населённый пункт архипелага. Российские шахтёрские посёлки государственного треста (ныне — концерна) «Арктикуголь» Грумант, Пирамида и Колсбей законсервированы,[36] но с конца 2000-х годов восстанавливаются,[6] в основном за счёт экстремального туризма.[37] На Шпицбергене два официальных языка — норвежский и русский,[38] для посещения архипелага гражданам России не нужна виза.

Договор Медведева-Столтенберга

Россия и Норвегия вели переговоры о разграничении своих полярных владений в Баренцевом море 40 лет. СССР с 1970 года предлагал проводить линию по западной границе своих полярных владений, Норвегия предлагала провести границу на равном удалении от архипелага Шпицберген и островов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.[39]


Норвегия и Россия окончательно разграничили свои морские пространства 15 сентября 2010 года. Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг подписали Договор о делимитации морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.[40]

Спорная территория в 175 тыс. км² в Баренцевом море и в Северном Ледовитом океане была разделена на две равные части. Страны договорились совместно вести разработку расположенных здесь нефтегазовых месторождений.[39] Также договор предусматривает сохранение режима совместной деятельности России и Норвегии в экономической зоне архипелага Шпицберген.[41]

Дания

Дания включила в свою арктическую область Гренландию и Фарерские острова. Суверенитет Дании над всей Гренландией был официально объявлен ею в 1919 году и закреплён решением Постоянной палаты Международного суда Лиги Наций в 1933 году. Суд завершил её конфликт с Норвегией, пытавшейся в 1931 году основать в восточной части острова своё колониальное владение Земля Эрика Рыжего (норв. Eirik Raudes Land).[42] Площадь полярных владений Дании составляет 0,372 млн км².[14]

В 2004 году министерство науки Дании выступило с заявлением, что хребет Ломоносова является продолжением Гренландии.[10] Для изучения этого участка дна Северного Ледовитого океана была создана шведско-датская экспедиция LOMROG.[11] Результаты своих исследований Дания намерена представить комиссии ООН до 2014 года.[11]

По оценкам Национальной геологической службы США, на шельфе Гренландии может залегать приблизительно 50 млрд баррелей нефти, что ставит её в один ряд с Ливией. Первая нефть была добыта на территории Гренландии в сентябре 2010 года британской нефтегазовой компанией Cairn Energy.[43]

В 2008 году Гренландия сделала первый шаг к независимости от Дании, колонизировавшей эту территорию почти 300 лет назад. Более 75 % гренландцев проголосовали за расширение автономии острова на состоявшемся референдуме.[44]


В июне 2009 года расширение автономии Гренландии было одобрено парламентом Дании на условиях, что первые $ 14 млн от продажи углеводородов, поступят в бюджет Гренладии, после чего остров будет отдавать 50 % прибыли Дании в обмен на субсидии ($ 600 млн в год, что соответствует 30 % ВВП Гренландии). Дания обязалась субсидировать экономику острова до тех пор, пока Гренландия не станет добывать нефть на сумму $ 1,5 млрд в год.[45]

Арктический совет

19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада) представителями восьми государств — Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции — была подписана декларация о создании Арктического совета. Арктический совет создан как межправительственный форум высокого уровня, и в последние годы его роль в международной арктической политике растёт.[46]

Работа этого органа не обходится без конфликтов. В марте 2010 года представители Финляндии, Исландии и Швеции обвинили пятёрку стран, имеющих выход к Северному Ледовитому океану, в попытках решать судьбу Арктики без их участия.[47]


Помимо постоянных членов, в Арктическом совете существуют постоянные и временные наблюдатели. В число постоянных наблюдателей Арктического совета входят Великобритания, Нидерланды, Польша, Германия, Франция, Испания, а также международные природоохранные и общественные организации.[48]

В начале 2000-х годов годов Великобритания выступила с заявлением, что права на Арктику имеют только две державы — Канада и Россия. Наблюдатели увидели за этим стремление Лондона поучаствовать в дележе «арктического пирога» на стороне Канады.[8]

Интерес к Арктике проявляют не только страны Североатлантического региона, но и такие морские державы как Япония, Индия, Китай, Бразилия и Южная Корея.[4] В стороне от обсуждения арктических проблем не осталась даже Австралия. В 2009 году австралийские военные заявили, что обеспокоены нарастанием напряжённости в Арктике, которое может перерасти в военный конфликт, если спор не решится мирным путём.[21]

Активнее всех в число постоянных наблюдателей Арктического совета пытается попасть КНР,[49] ссылаясь на то, что изменения в экосистеме Арктики напрямую влияют на климатические условия в Китае. КНР уделяет особое внимание арктическим исследованиям. На счету китайских учёных уже три арктические экспедиции.[50]

Чтобы иметь возможность вести собственные исследования, в 1994 году Китай приобрёл у Украины дизельный ледокол.[51] К 2013 году КНР собирается пополнить свой полярный флот ледоколом собственной постройки. В 2004 году Китай открыл свою первую полярную исследовательскую станцию «Хуанхэ» на норвежском архипелаге Шпицберген.[51]

Предполагается, что вопрос статуса Китая в организации будет выставлен на обсуждение во время очередной встречи министров иностранных дел стран Арктического совета, которая состоится в 2011 году в Дании.[50]


Перспективы России


Сергей Лавров (2010)
Фото: ИТАР-ТАСС
Доктрина

В 2008 году президент РФ Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».[52] По плану российского руководства, в 2016—2020 годах Арктика должна превратиться в ведущую стратегическую ресурсную базу РФ.[53]

Особое значение в арктической доктрине России уделено развитию Северного морского пути, а также обеспечению безопасности российских арктических границ.[54] Документ был опубликован в разгар конфликта между Россией и Норвегией по поводу разделения границ в Баренцевом море.[53] Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров тогда говорил:[53]

Надеюсь, что вооружённые и военно-морские силы всех прибрежных арктических государств будут обеспечивать стабильность, безопасность судоходства и никогда не будут вовлечены в то, что называют конфликтом за доступ к ресурсам.
В 2007 году Россия возобновила патрульные полёты над Арктикой российских бомбардировщиков дальнего действия.[51] Вместе с тем, как заявил в сентябре 2010 года посол по особым поручениям МИД, представитель РФ в Арктическом совете Антон Васильев, Россия не собирается милитаризировать Арктику:[55]

Все разговоры о милитаризации Арктики никакого отношения к реальности не имеют… Мы, действительно, собирались укрепить соответствующую материальную часть сил и средств, которые отвечают за вопросы безопасности, прежде всего для обеспечения безопасности морского судоходства.
См. также: Перспективы отношений России и НАТО
Севморпуть

Северный морской путь (СМП), который идет вдоль арктического побережья России от Карских ворот до Берингова пролива, был открыт для международного судоходства в 1991 году. Его протяжённость — 5600 км.[56] Это почти вдвое короче других морских путей, соединяющих Европу и Дальний Восток. Однако использование магистрали пока затрудняют арктические льды.[57]


В настоящее время Россия осуществляет проводку судов по СМП с помощью ледоколов, что увеличивает транспортные расходы.[56] Если арктические льды растают, то Арктика станет более перспективной зоной судоходства. Фредерик Лассер, профессор Квебекского института международных исследований, отмечает:[58]

В связи с потеплением и постоянным совершенствованием судостроения, проход с северо-запада, вдоль побережья Канады, и Северный морской путь, вдоль берегов Сибири, могли бы стать основными путями сообщения между Атлантическим и Тихим океанами.
Нынешний объём перевозок по Северному морскому пути составляет 1,6 млн тонн — в основном это продукция «Норильского никеля». В планах России увеличить ежегодный объём перевозок до 50 млн тонн к 2020 году за счёт перевозки нефти и газа с Приразломного и Штокмановского месторождений. Кроме того, предполагается развивать Северный морской путь как альтернативу существующим маршрутам морских перевозок между Европой, Азией и Северной Америкой.[56]


Углеводороды

По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 году мировой спрос на энергоносители должен вырасти на 40 %, достигнув 105 млн баррелей в день. К 2020 году стоимость барреля нефти достигнет $100, а к 2030 году, по разным оценкам, составит от $115 до $190. Это приведёт к росту влияния на мировом рынке стран, располагающим доступом к арктическим запасам углеводородов.[59]

Энергетическая стратегия России до 2030 года уделяет особое внимание освоению Арктики. Разработка месторождений шельфа северных морей призвана компенсировать спад добычи в традиционных нефтегазодобывающих районах.[60] В экспертном заключении Управления разведки и исследований госдепартамента США от 2006 года говорится:[4]

Результатом наступления на Северный полюс может стать пересмотр мировой энергетической политики. Переориентация на широкое использование газа обеспечит России особо прочные позиции… Но контроль над шельфом Мирового океана — как путь к процветанию, так и причина многих современных и будущих споров и конфликтов между странами.
Последнее обновление этой статьи 28 сентября 2010 года.

Мнения

Россия

Приходится сталкиваться с разного рода футуристическими предсказаниями о грядущей битве за Арктику. Большинство подобных пугающих сценариев в Арктике не имеет под собой реальной почвы. Они рассчитаны на то, чтобы столкнуть, рассорить государства региона, а затем попробовать поживиться на этом, половить, как у нас говорят, рыбу в этой мутной воде

Владимир Путин, премьер-министр России. Интерфакс, 23 сентября 2010 года.
Если на протяжении начала 1990-х мы подчас сами отдавали территорию и геополитические преимущества, подрывая основы своей военной, экономической и даже духовной безопасности, то теперь мы окончательно поняли, что эту практику необходимо прекратить. Мы осознали, что геополитические позиции России, наши территории, завоёванные и освоенные нашими предками — это наше национальное достояние и мы обязаны его беречь. Следовательно, вопрос об Арктике, в том числе о наших правах на арктический континентальный шельф, приобретает особое значение.

Александр Ципко, доктор политических наук. Взгляд, 30 января 2009 года.
Сейчас задача такова, чтобы через 50 лет наши внуки и правнуки имели такую же ресурсную базу, какую имел Советский Союз и имеет Россия сегодня. Разведанную, защищённую экономически в различных международных договорах и организациях. Всё это может дать шельф.

Артур Чилингаров, зампредседателя Госдумы, член Комитета Госдумы по обороне, доктор географических наук. Fontanka.ru, 4 ноября 2009 года.
Если Комиссия признает права России на этот участок континентального шельфа, это будет нашим большим успехом… А до тех пор — Россия ничего не захватывает. А что мы флаг там поставили, так и это ни о чём не говорит. Американцы вот и на Луну его привезли. Просто «Артур здесь был» — вот и все дела.

Анатолий Колодкин, президент российской Ассоциации международного морского права. Профиль, № 29(537), 13 июля 2007 года.
Укреплению позиций России на европейском Севере и в Арктике способствовало бы создание региональной системы безопасности, например Балтийского союза, который мог бы сыграть роль прообраза новой, кооперативной системы безопасности в Европе.

Олег Александров, доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО. Россия в глобальной политике, №4, июль—август 2009 года.
Соседи

Есть территории, которые принадлежат нам, где наш континентальный шельф подлежит расширению, например — хребет Ломоносова, который является продолжением нашей территории. И мы это докажем. Канада намерена подать соответствующую заявку в Комиссию ООН по морскому праву до 2013 года.

Лоуренс Кэннон, министр иностранных дел Канады. Infox.ru, 14 сентября 2010 года.
Многие страны ЕС, Китай, другие заинтересованные страны хотели бы войти в Арктический совет в качестве постоянных наблюдателей. Позиция Норвегии заключается в том, что лучше иметь эти субъекты внутри Совета, но не в качестве членов, потому что ими могут быть только примыкающие к Арктике государства. Но, повторю, лучше, чтоб они были в Совете, чем находились бы за его пределами и пытались придумать ему какую-то альтернативу.

Кнут Хауге, посол Норвегии в России. Интерфакс, 9 сентября 2010 года.
Некоторые арктические державы усиливают свои военные возможности на Крайнем Севере. Поэтому для альянса совершенно естественно задаться вопросом, как мы будем реагировать на это. НАТО будет нуждаться в усилении военного присутствия в Арктике.

Яап де Хооп Схеффер, генеральный секретарь НАТО. Коммерсантъ, № 17(4072), 31 января 2009 года.

Источник - СДЕСЬ














Комментариев нет:

Отправить комментарий