воскресенье, 9 сентября 2012 г.

Осторожно, правительство открывается

«Открытое правительство» - это «перезагрузка» государственного управления России?

Дмитрий Медведев провел итоговое заседание рабочей группы, которой поручено создать концепцию модернизированного кабинета министров – так называемого
«Открытого правительства». Это произошло как раз 17 апреля, когда в столице Бразилии начало заседать «Международное партнерство «Открытое правительство». О чем напомнил собравшимся на встрече у президента Михаил Маргелов, подтвердивший: Россия уже передала заявку на вступление в эту организацию, а в Бразилию направлены члены нашей рабочей группы.
Идея «расширенного» - или «большого» - правительства была представлена Дмитрием Медведевым 15 октября минувшего года. Он пояснил, что именно такой кабинет министров позволит членам правительства оперативно взаимодействовать с местными и муниципальными органами управления и всевозможными институтами гражданского общества. Однако учитываться, как теперь выясняется, будут не только рекомендации россиян, но также инициативы из Вашингтона: «большое правительство» России – это на самом деле «открытое правительство», объяснил один из промоутеров проекта Михаил Маргелов, и строить его будут согласно принципам «Международного партнерства «Открытое правительство».

О партнерстве «Открытое правительство», известном также под названием «Американо-бразильская инициатива», впервые заявила государственный секретарь США Хиллари Клинтон 12 июля 2011 года. Той же осенью на сессии Генеральной Ассамблеи ООН эту концепцию, разработанную в Совете по национальной безопасности США, официально презентовал президент Барак Обама. Заявленная цель проекта - создать механизм для укрепления демократии и прав человека, борьбы с коррупцией, использования технологий в госуправлении.

Высокие вашингтонские чиновники наперебой рекламируют дивиденды инициативы: прозрачность в государственном управлении и «создание сообщества государств».

Кто будет руководить этим «сообществом»? Аппарат у партнерства в настоящее время отсутствует, и все его функции исполняют все тот же государственный департамент США и Управление по надзору и контролю администрации президента Бразилии - в качестве прикрытия. На бразильской конференции сопредседателем стала Великобритания: таким образом, члены партнерства будут передавать свою информацию в британский «Форин офис» и получать от него наставления. Как в старые, «добрые» колониальные времена...

Схема работы «открытого» правительства выглядит следующим образом. Прозападное экспертное сообщество вносит в кабинет министров политические разработки и стратегии. Либералы в нашем Белом доме их реализуют. Доверенные неправительственные организации строго следят за выполнением «рекомендаций»: если они сочтут, что правительство отклонилось от нужного курса, мгновенно начинается пропагандистская кампания – как в стране, так и за рубежом. О наработанной тактике «болотных митингов» уже и говорить не приходится… При этом, скажем, в Латинской Америке к проекту «Открытого правительства» не привлекаются правозащитники и журналисты, отстаивающие отличную от вашингтонской точку зрения.

И просвещенные люди в Латинской Америке понимают: конечным итогом подчинения страны «открытому правительству» должен стать «перехват» функций национального государства с передачей их «глобальному» управляющему центру. Точно так же, «селективно» будут подходить и к подбору «представителей прогрессивной общественности» в других государствах.

Быстрее всех разгадали ребус в Индии, которая изначально должна была войти в оргкомитет, но отказалась накануне запуска инициативы - к глубокому конфузу организаторов.
Давнего лидера Движения неприсоединения не устраивали обязательства подвергать свои внутренние дела и процессы принятия решений некоему «независимому механизму оценки» и «независимым экспертам». Даже британский журнал «Экономист» отметил, что вступлением в «открытое правительство» государства подчиняют себя внешнему контролю, а внешняя критическая оценка будет ставить правительства в неудобное положение.

И Россия могла бы быть более проницательной: мы проходили через подобные процессы всего лишь 15-20 лет назад, когда разрушенное государство в качестве лечения получило «шоковую терапию» - в которой было много шока и мало терапии. Уже сейчас «Открытое правительство» форсирует программы по сокращению присутствия государства в экономике – значит, дело Егора Гайдара и Анатолия Чубайса по-прежнему живет…

Завершилось совещание у Д. Медведева несколько неожиданно: собравшимся предложили посмотреть результаты опросов, которые в это же время проходили на страницах РИА Новости в социальных сетях. Наблюдавших за дискуссией спрашивали, готовы ли они сотрудничать с «Открытым правительством». Выяснилось, что большинство из сограждан так и не поняли, что такое «Открытое правительство» и как оно будет работать. «Почему мы все должны объяснять? – потерял терпение глава государства. - Люди сами к этому должны стремиться, если у нас развивающееся гражданское общество. Об этом «Открытом правительстве» мы говорили уже сто раз. Тот, кому это интересно, способен в этом разобраться».

Впрочем, есть и те, кто горячо поддержал идею.

«Политический беженец» Борис Березовский уже выступил с инициативой наделения всех субъектов Российской Федерации государственным статусом - 83 новых государства! - и превращением страны в «корпорацию».
Беглый олигарх прописывает государству «полную прозрачность», ибо требуется заменить «отживающую эстетику постиндустриального общества на новую», которую он предлагает именовать «эстетикой предельного либерализма, или эстетикой прозрачного общества».

«Открытое правительство» - это «перезагрузка» теперь уже не только российско-американских отношений, но и государственного управления России. Как подтвердил Михаил Маргелов на встрече с президентом, «можно сказать, что мы уже в процессе».

«Процесс пошел»?..

Александр Чайковский – эксперт Института внешнеполитических исследований и инициатив (ИНВИССИН)

Суть oккупации России...


Россия планирует вступить в международное партнерство “Открытое правительство”, разработанное советом по национальной безопасности США, которое превращает само российское правительство в механизм для реализации западных интересов в стране и фиксирует частичную потерю суверенитета.

“Открытое общество” Джорджа Сороса было выставлено из страны, “Открытая Россия” Михаила Ходорковского прекратила свое существование после отбытия основателя в места лишения свободы – но теперь они отомщены с избытком: сегодня сам президент Медведев создает “Открытое правительство”. “Открытый” на вашингтонском языке значит открытый для американского влияния. Кроме того, Россия планирует присоединиться к так называемому Международному партнерству «Открытое правительство» на ближайшем заседании этой организации 16-18 апреля в Бразилии.

«Я единственное, в чем хотел бы разобраться все-таки – нам как к этой инициативе присоединяться, там какой-то сложный механизм или достаточно просто поручения президента?» – спрашивал президент Медведев у Михаила Маргелова на встрече со своими сторонниками 6 февраля 2012 г. Маргелов ответил, что достаточно поручения, по которому в организацию будет направлено письмо за подписью главы МИД или его заместителя. «Более того, наш посол в Вашингтоне потом все это дело выполнит, как только будет указание», – добавил сенатор. «Ладно, давайте займемся этим», – сказал Медведев .

Президенту стоило бы разобраться не только в процедуре присоединения, но и в сущности Международного партнерства «Открытое правительство», известного также как “Американо-бразильская инициатива”. Согласно первоисточнику – сайту Open Government Partnership и соответствующей странице на сайте государственного департамента США , Партнерство “Открытое правительство” (ПОП) – это “новая международная инициатива, которая ставит целью заручиться конкретными обязательствами правительств по продвижению прозрачности, наделением полномочиями граждан, борьбе с коррупцией и использованием новых технологий для улучшения госуправления”. В третьем предложении ситуация проясняется: “ПОП – это механизм для продвижения целей президента Обамы и госсекретаря Клинтон, состоящих в укреплении демократии и прав человека, борьбе с коррупцией, использовании технологий и инноваций для преображения госуправления в XXI веке”.

Что касается процесса вступления в ПОП, Маргелов утаил главное. Помимо поручения президента, государство должно выполнить три начальных условия: 1). подписать Декларацию открытого правительства – международный юридически обязывающий акт; 2). представить конкретный план действий по реализации целей ПОП, разработанный при активном участии общественности своей страны, государств-членов инициативы и Международного руководящего комитета ПОП под председательством США и Бразилии; 3). взять на себя обязательство подчиняться независимой проверке результатов планируемых мер.

Все обязательства, которые возьмет на себя правительство, “должны отвечать четырем принципам открытого правительства:

1. Прозрачность: информация о решениях и деятельности правительства открыта, всеобъемлюща, свободно доступна для общественности и соответствует стандартам открытой информации.
2. Участие граждан: правительство стремится мобилизовать граждан для участия в общественном обсуждении.
3. Подотчетность: внедряются правила, нормы и механизмы, обязывающие чиновников объяснять свои действия, выполнять требования, исправлять критикуемые недостатки и признавать ответственность за неисполнение взятых на себя обязательств.
4. Технология и инновации: правительство принимает важность предоставления гражданам открытого доступа к технологиям и повышения способности граждан использовать технологии”.
В процессе реализации плана, правительство помимо ежегодного отчета, подготовленного самостоятельно, будет подвергаться “независимой оценке высокоавторитетными экспертами” страны. Партнерство также предоставляет членам “механизм связей” (networking) – “подготовленную сеть правительственных и неправительственных консультантов с большим опытом решения проблем”.

В госдепартаменте США инициативу ПОП ведет заместитель госсекретаря по гражданской безопасности, демократии и правам человека Мария Отеро (Maria Otero) – “продвижение демократии” это ее зона ответственности. Автором концепции “открытого правительства” считается Саманта Пауер (Samantha Power) – специальный помощник президента Обамы и глава управления многосторонних отношений и прав человека в совете по национальной безопасности США. Пауэр заслужила репутацию “гуманитарного ястреба”: она поборник военных вмешательств по гуманитарным причинам как “моральной обязанности Америки” и считается одним из главных лоббистов военного вмешательства в Ливию.

Вашингтон применяет в этом вопросе хорошо отработанную тактику: используя реально существующую проблему – такую, как коррупция, создает истерию в обществе и под предлогом борьбы с ней внедряется в государство-мишень. Так теракты 11 сентября 2001 года послужили поводом для развязывания “глобальной войны с терроризмом” и обеспечения массированного военного присутствия США от Средней Азии до Африки. Так под предлогом “борьбы с наркотиками” Соединенные Штаты зашли в Центральную Америку и Среднюю Азию: для “содействия” государствам, которые “не могут справиться с проблемой самостоятельно”. Еще один тактический прием – призвать Бразилию в сопредседатели ПОП, чтобы хотя бы фиговым листком прикрыть истинного организатора.

Даже рупор англо-саксонской системы журнал “The Economist” относится к инициативе со скептицизмом и замечает, что государства ПОП подчиняют себя внешнему контролю, а внешняя критическая оценка будет ставить правительства в неудобное положение. А когда на брифинге по “Открытому правительству” журналистов попросили не разглашать имена спикеров, а обозначить их как “чиновник госдепартамента №1” и “чиновник госдепартамента №2”, это вызвало шквал насмешек над американским проектом “открытости” . Стоит помнить также, чего стоила попытка “открыть” американское правительство рядовому Мэннингу, передавшему файлы Викиликс – пыток на допросах и вероятного пожизненного заключения.

В России главными промоутерами вступления в ПОП является, помимо Михаила Маргелова, недавно успешно сдавшего Ливию, помощник президента Аркадий Дворкович и советник президента Михаил Абызов, занимающий 76-ю строчку в рейтинге богатейших бизнесменов России 2011. Именно Абызов был инициатором создания и координатором общественного комитета сторонников Медведева; своей основной целью он называет разработку программы «большого правительства»(4). В 1998 году Абызов стал самым молодым и жестким заместителем Чубайса в РАО «ЕЭС России» и вместе с боссом занимался расчленением энергетической системы России. В условиях, когда Чубайс по длинному ряду объективных причин не может занимать в государстве политических постов, его агрессивные питомцы служат отличными суррогатами. В одном из недавних интервью на вопрос, переживал ли он распад Советского Союза и развал страны, Чубайс с усмешкой отвечал: «Знаете, я никогда не считал Туркмению своей родиной». Маловероятно, что Чубайс считает своей родиной Татарстан или Мордовию. Другой партнер Абызова Альфред Кох мечтает о превращении России «в десяток маленьких государств» и считает достаточным население в 40 миллионов человек. Каким образом Абызов, при его партнерах и ценностях, попал в советники президента?

Примечателен процесс ввода и реализации идеи “открытого правительства” в России, и связанная с этим игра с терминами. Впервые международную инициативу обнародовала Хилари Клинтон 12 июля 2011 г. в Вашингтоне; затем ПОП был официально презентован президентом Обамой в рамках Генеральной ассамблеи ООН 21 сентября 2011 г. Три недели спустя 15 октября 2011 г. в Москве, определившийся со следующим местом работы президент Медведев представил “большое”, или “расширенное”, правительство. Однако, 8 февраля текущего года президент подписывает указ о рабочей группе по формированию в России системы уже «открытого правительства», где седьмым пунктом значится: “Рабочей группе в своей деятельности учитывать предложения международной инициативы – партнерства “Открытое правительство”“(5). Ситуацию прояснил Маргелов еще 5 февраля: “Президентский проект «Большое правительство» – это ни что иное как «Открытое правительство»“. Распоряжением от 17 февраля координаторами действий назначены советник президента Абызов М.А. и помощник президента Дворкович А.В. .

Российское “открытое правительство” формируется в панической спешке; так же стремительно принимаются законопроекты по регистрации партий и выборам губернаторов, и проводится решение об открытии военного объекта НАТО в Ульяновске. Либерально-вашингтонское лобби стремится все успеть до 7 мая: необходимо не только расставить людей по постам, но и принять законы, заложить институты и механизмы, которые сделают изменения по возможности необратимыми (в то время как человека достаточно уволить).

В чем состоит истинный смысл создания в России “открытого правительства” и вступления в американское партнерство?
Создание мощного механизма для реализации прозападной политики. В концепции “открытого правительства” сводятся воедино три ключевых инструмента/ресурса подрывной работы: прозападное экспертное сообщество, прозападное гражданское общество и либеральная группировка в руководстве России. “Свои” эксперты вносят в “открытое правительство” политические разработки и стратегии; либеральное ядро в Белом доме их реализует; доверенные НПО следят, чтобы нужная политика воплощалась возможно полнее – если этого не происходит, ставят низкие “оценки”, поднимают шум внутри страны и за рубежом. Во всем процессе участвует российский капитал, ориентированный на Запад. Как говорит Маргелов, “нашей группе предстоит предложить такие инструменты, чтобы эта публичная сфера неизбежно создавала атмосферу контроля”(8). Таким образом, прозападные НПО получают возможность вертеть правительством России, как хвост собакой.

Методология “цветной революции” внутри правительства. Международное партнерство дает прозападным либералам возможность выстроить огромную сеть контактов во всем мире. Точно так же, как лидеры “цветных революций” регулярно собирались для обмена опытом и получения указаний из вашингтонского центра, так и члены “открытых правительств” из всех стран будут перенимать друг у друга наиболее эффективные методы реализации своих целей. “Цветная революция” не сработала на улицах – теперь ее делают в коридорах российской власти.

Частичная потеря суверенитета. Журнал “The Economist” прав: когда приоритеты и методы деятельности национального правительства определяются некой “международной инициативой”, разработанной в совете по национальной безопасности США, то речь идет о частичной потере суверенитета государств. Более того, на “открытом правительстве” дело не остановится – втягивание России в положение сателлита продолжится поступательным образом, как всегда это делают США. Возможно, американское “открытое правительство” задумывается как первый шаг к официальному мировому правительству, которое прорисуется уже в среднесрочной перспективе.

Способ проведения деструктивных для России реформ. Либеральное ядро власти вместе с Вашингтоном жестко склоняют Россию к проведению выгодных им реформ. Дальнейшая приватизация, в частности, еще глубже “откроет” российскую экономику для выкачивания средств и ресурсов и лишит федеральный бюджет регулярных поступлений (последнее было одним из рычагов развала СССР, когда республики перестали направлять средства в центр). Эксперты открытого правительства уже предложили принять план по сокращению присутствия государства в экономике, а Медведев поручил составить «дорожные карты» дерегулирования экономики. Возвращаемся в 1990-е разрушать экономику по Тэтчер и Рейгану? Прозападные эксперты и НПО будут незаменимы в деле урезания социального государства и проведения пенсионной реформы: тогда митинги за “честные выборы” покажутся разминкой.

Признание в собственной несостоятельности. Почему для борьбы с коррупцией в России требуется участие США? Вступая в ПОП, российское правительство расписывается в своей несостоятельности и неспособности решать текущие проблемы. В чьих интересах будет вестись борьба против коррупции? Если “открытое правительство” облекает НПО такой властью, кто будет “назначать” “коррупционеров” – Навальный? Чубайс? Борьба с коррупцией, которая координируется Вашингтоном и его наместниками в России – это 1) способ провести политические чистки оппонентов-патриотов, 2) показная борьба ради получения “хороших оценок” от США и самопиара, 3) саботаж реальной борьбы с коррупцией, которую Россия должна вести системно и глубоко.

И это, возможно, не все – вашингтонская терминология очень обманчива. Ливийцам сказали, что введут “бесполетную зону” для их собственной защиты – однако, оказалось совсем по-другому. Когда США идут вам “помогать” – готовьтесь к худшему сценарию. Чтобы потом не разводить руками: “мы же не знали, что так будет”.

Таким образом, “расширенное правительство” Медведева с самого начала было “открытым правительством”, разработанным в совете по национальной безопасности США и ловко проведенным в Россию по каналам провашингтонского лобби. Вступление России в американский ПОП – вопрос суверенитета государства – не обсуждалось ни в Думе, ни в Совете Федерации, ни в Общественной палате, а было решено небольшой группой антироссийских лоббистов. “Открытое правительство” с легализованными в нем “высокоавторитетными экспертами” при необходимости может парализовать государственное управление России.

От “Культурной инициативы”, запущенной Соросом в 1988 году, до Американо-бразильской инициативы “Открытое правительство” – поток инициатив, направленных на развал СССР/России не ослабевает. И точно так же, как четверть века назад, реализуют их отдельные члены высшего руководства страны.

Сергей Островский
Источник: imperiya.by

РФ вступит в "Открытые Правительства" по закрытому плану
(07.08.2012)

До конца 2012 года официальная Россия намеренна вступить в международное партнёрство открытых Правительств (Open Government Partnership - официальный сайт). Требования OGP к вступающим странам включают проведение консультаций с гражданским обществом о том, какие именно усилия должно государство приложить для обеспечения открытости. Но требующегося взаимодействия общества и власти пока нет. Уже входящее в OG-партнерство отечественное НКО "Информационная культура", кратко прокомментировало действия российских чиновников: "Это лишь первые шаги, и далеко не все в правильном направлении".

Газете "Ведомости" удалось ознакомиться с письмом и. о. директора департамента аппарата Правительства РФ Макара Германа в ряд федеральных учреждений. В своём послании чиновник оповещает коллег, что скоро ведомствам придётся взять на себя обязательства по обеспечению максимальной прозрачности их служебной деятельности. Дополнительно чиновник сообщает, что уже готовятся госстандарты открытости.

Директор, учредитель НКО "Информационная культура" (официальный сайт) Иван Бегтин предупреждает, что: "Стандарты разработанные где-то в глубинах Правительства явно не создавались в таких консультациях, не публиковались онлайн и сами не выдерживают проверки на открытости — ибо в публичном доступе их нет. Это с самого начала подрывает доверие к инициативе российского Правительства которое пока что видимо еще не понимает что все их шаги в этой области будут под пристальным общественным вниманием".

НКО намерено осуществлять мониторинг разработки национального плана открытости и тех действий что предпримут власти РФ для вступления в OGP.

В письме Макара Германа перечислено 20 обязательных критериев открытости, из которых будет состоять госстандарт. Сегодня ведомства частично соблюдают некоторые его положения. Предоставляют справки, публикуют свои цели и задачи. Однако большинство пунктов перечня возможно лишь в будущем. Например органам власти придётся отчитываться о собственном регулирующем воздействии, раскрывать затраты на содержание, а также делать публичными показатели эффективности руководства и писать о его достижениях. Оценки предполагается выносить "с учетом мнения и запросов гражданского общества".

План из письма Макара Германа включает в себя "работу со СМИ и лидерами общественного мнения". В послании указано, что на площадке Digital October для встреч с открытым правительством будут собирать журналистов из "топ-30" (без указания кто именно в него входит), а газета "Ведомости" будет взаимодействовать с представителями ОП в рабочем порядке. Ещё одним пунктом плана стала лекционная программа. Во втором полугодии 2012 г. министры и главы ведомств будут читать лекции в ведущих отечественных вузах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий